Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Папцова А.К. К вопросу о православно-языческом синкретизме у гагаузов.
Проблемы религиозного синкретизма достаточно давно являются предметом пристального внимания исследователей -  прежде всего потому, что синкретический тип религиозности характерен для религиозных представлений всех народов мира. Отношение к нему и теологов и религиоведов менялось. Долгое время теологи рассматривали синкретизм как некую опасность или проявление суеверий. Однако, с   приходом постмодернистской культуры универсальность представлений о Боге оказалась под вопросом.  Синкретизм перестал быть  отступлением от стандарта, так как плюральность стандартов сама стала нормой. Примером изменения отношения теологии к проблеме синкретизма может служить выступление протестантского теолога Чунг Хён-Кёнг, на  VII Ассамблее  Всемирного совета церквей (1991): «Я приехала из Кореи, страны духов, полных Хан… Мы считаем их образами Святого Духа, ставшего осязаемым и видимым для нас. Благодаря им мы можем ощутить, потрогать и попробовать на вкус зримое,  телесное, историческое присутствие Святого Духа среди нас» .  

В рамках научного изучения под религиозным синкретизмом принято понимать процесс взаимосвязи, взаимовлияния и взаимопроникновения представлений и культовых действий, относящихся к различным религиозным системам.  Некоторое время  в религиоведении существовал  термин «двоеверие», означавший  механическое соединение элементов мировых религий с элементами местных  языческих  культов, но вышедший из употребления вместе с подобной примитивной интерпретацией синкретизма. 

К началу XXI века был накоплен значительный арсенал приемов и методик его изучения, включая  достижения  школ, изучающих мифологию и ранние формы религии. Большое значение для изучения  синкретических типов религиозности имела разработка методологии структурализма, основателем которого является К.Леви-Стросс. Основу структурного метода К.Леви-Стросса образует выявление структуры как  совокупности отношений, инвариантных  при некоторых преобразованиях, выявление бинарных оппозиций. Постструктуралисты, и прежде всего Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко стремились «децентрализировать» структуру, выдвинули  принцип множественного  смыслового «прочтения» произведения. В настоящее время весьма продуктивной представляется методика семиотического описания системы кодифицированного бытового поведения по данным фольклорной традиции, разрабатываемая, в частности, Т.В. Цивьян. 

Предполагается, что носители традиции, независимо от степени затронутости городской культурой помещают себя в мифологизированное пространство, ориентированное на архетипическую модель мира, т.е. на мифоритуальный сценарий (творение мира, деяния творцов мира, т.е. божественных персонажей разного ранга).  Назначение человека состоит в правильном проигрывании сценария. Материалом для анализа служит кодификация будничной жизни (еда, работа, отдых), обычно представляемой неритуализированной (деритуализированной).

В  данной работе предметом исследования является синкретический тип религиозности гагаузов. Методика семиотического описания системы кодифицированного бытового поведения позволяет сравнительно легко разрешить противоречие, отмечаемое исследователями религиозности гагаузов: в конце XIX- начале XX этнографы отмечают высокий уровень религиозности  и вместе с тем низкую посещаемость церквей. Это противоречие разрешается при учете важнейших характеристик типа религиозности, традиционного для XIX века, и преобладающего в ХХ веке. Его можно определить как православно-языческий синкретизм. Ряд черт его являются общими для народной культуры практически всех народов региона – гагаузов, болгар, молдаван  и украинцев. 

Прежде всего это относится к меньшей разработанности когнитивного аспекта религиозности. Осведомленность в теологических тонкостях  у гагаузов могла даже считаться опасной.  В этнографических материалах, собранных в конце XIX века В.А Мошковым указано существование поверья, согласно которому если кто-то прочитает всю  Библию, в скором времени умрет.

Гагаузам, которых опрашивал В.А.Мошков, были известны лишь некоторые библейские, прежде всего ветхозаветные, сюжеты: о сотворении мира и человека, о грехопадении, о Каине и Авеле, о единоборстве Давида и Голиафа,  О Ное и т.д., но и они предстают в своеобразной интерпретации. Во всех сказках религиозного содержания, собранных В.А. Мошковым фигурирует Бог Отец («Коджя Аллах», т.е. старый, или старший Бог), представляемый  в антропоморфном виде. Антропоморфизм относится не только к внешнему облику Бога, но и к  внутренним характеристикам.  Кроме большого ума, большей степени информированности, и большой силы творить чудеса, Бог Отец ничем не отличается от людей. Он далеко не всемогущ, боится чумы, не имеет власти над ней (Сказка «Похождения Ивана безчастного, женатого на Божьей дочери ).По земле он ходит как обыкновенный странник, нуждается в пище и ночлеге.

Эти представления характерны для   магической системы отношений «Бог-человек», в которой человек и высшая сила действуют на равных условиях. Они могут договариваться и  высшая сила – Бог или святые обязаны выполнять договор на условиях  взаимности, принудительности, эквивалентности .

В такой системе отношений существует своеобразное  соотношение сакрального и профанного: грань между ними, хоть и определена, но достаточно условна.  Будучи помещен в архетипическую модель, человек находится в ней в каждый данный момент, и сакрально отмеченный, и нейтральный . Архетипическая модель однородна в том плане, что она мифологизирует  весь универсум. Преобладание ритуала предопределяет  отношение к слову. Слово менее значимо, чем ритуальное действие.
Корпус правил, запретов, рекомендаций, поверий, примет, магических действий  затрагивает все аспекты повседневной жизни, быта в чистом виде. Живя на земле, человек  как бы проектировал свою будущую жизнь  в том мире. Предполагается, например, что тот, кто построил общественный колодец, на том свете не будет испытывать недостатка  в воде .  Далеко не всегда система запретов и предписаний объяснима с точки зрения «здравого смысла» и категорий «нравственно», «полезно» и т.д. В частности существовал запрет на  бросание обрезков ногтей  на пол, так как на том свете их нельзя будет найти .Но это парадоксальность правил не имела особого значения, и значение их раскрывается при выявлении бинарных оппозиций. Не имело значение и несовпадение личного опыта с правилом . 

То, что мифологизировался весь универсум проявляется и в стремлении сакрально пометить все места пребывания и деятельности человека. Если в начале ХХ века это прежде всего касалось дома, где в определенном месте размещались иконы, то в конце ХХ века это находит отражение в стремлении освятить дом, машину, учебное заведение (так, например, в 1993 состоялось освящение здания Чадыр-Лунгского лицея).  Интересно, что отмеченность места придавала ему едва ли не статус сакрально отмеченного:  спустя десятилетие после крушения советской идеологии в Чадыр-Лунге в свадебный маршрут включалось фотографирование у памятника Ленина и возложение цветов и только в прошлом году это прекратилось.

Возможен и «обратный» пример – несколько лет назад в Комрате рядом с автостанцией было построено здание часовни. Построил его предприниматель-гагауз,  достаточно долго живший в Греции и усвоивший некоторые элементы греческой православной традиции. Несмотря на очевидную культовую предназначенность здания. оно и по сию пору не «освоено», не включено в культурную традицию. Связано это с  целым рядом обстоятельств: с тем, что для большинства верующих посещение церкви связано прежде всего с участием коллективных ритуалов, а не с потребностью личного обращения к Богу;  тем, что наиболее ценные качества человека (для гагаузов это трудолюбие, и в последнее время, как и  до «советского периода»- религиозность)  должны  быть «публично представлены», продемонстрированы, иначе их ценность отчасти утрачивается, а часовня не предназначена для коллективных мероприятий и т.д. но не меньшее значение имеет «не включенность» в традицию.

Такой тип религиозности не может быть изучен при помощи традиционных подсчетов количества посещений церкви и обращений к чтению религиозной литературы. И низкая посещаемость церквей, отмечаемая исследователями, не доказывает низкой степени религиозности: соотношение сакральной и профанной сфер здесь не сводится к делению на храмовую и  не храмовую землю, культовую и внекультовую деятельность. Картина мира включает противопоставление этого мира (профанного, земного, временного) и того (сакрального ,небесного и подземного, вечности)

Реконструкция оппозиции этот мир (временное существование),  тот мир  (вечность) выявляет достаточно сложную картину их взаимоотношений. Грань между ними была достаточно зыбкой, особенно в тех местах , которые были каналами связей между ними.  В этих местах человек мог «выпасть» из этого мира в тот ( т.е умереть) или подвергнуться  опасному влиянию того мира. К таким каналам относились зеркала (отсюда запрет показывать зеркало ребенку)  , глаза (отсюда опасение «сглаза» и представление о том, что если человек умирает с открытыми глазами, то он унесет кого-либо из родственников, так как канал связи с тем миром не закрыт , в том числе «ерь-гезю» (глаз земли) . 

Особое место среди этих каналов связи занимали водоемы.  Возможно, именно поэтому колодцы и источники и в настоящее время часто отмечают сакральными изображениями (устанавливая икону или распятие). Еще одним современным проявлением этой тенденции является стремление сакрально пометить пространство внутри автомобиля. Это не исключает возможности сочетания этого элемента с каким-либо светским -  одновременно может висеть и медальон  с христианской символикой и освежитель воздуха или игрушка.  Вообще упорядоченность  -    строгое регулирование  культурной (в том числе и культовой) деятельности в пространственно-временном отношении в данном типе религиозности не столь строга, и в  настоящее время это особенно заметно И в конце ХХ  возможно сочетание православных и языческих элементов (в календарной обрядности праздники одновременно могут быть языческими и православными;  в комнате могут одновременно располагаться и иконы и амулеты, обычно привезенные из Турции; знахарки сопровождают магические ритуалы чтением молитв), так и сакральных и светских: оказывается возможным органичное включение молебна в число мероприятий Всемирного  Конгресса гагаузов,  организация  дискотеки на Пасху, и, одновременно, торговля в храме во время службы и т.д. 

Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (16.02.2010)
Просмотров: 1479 | Теги: гагаузы, религия, Гагаузия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz