Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Квилинкова Е. Праздничный досуг гагаузов
Праздники, обычаи и обряды составляли основу народного календаря и играли важную роль в общественной жизни каждого народа. Они выполняли функцию указателя рубежей, связанных с хозяйственной деятельностью людей, регламентировали время отдыха и развлечений, а также интегрировали всех членов общины в единый социальный организм.

Функция социальной интеграции наиболее ярко проявлялась при праздновании общесельских праздников, которые являлись средством сплочения всех членов общины. Этому способствовало совершение коллективных обрядовых действий, связанных с поминовением умерших. У гагаузов формы социальной интеграции были различны: общественные жертвоприношения животных в память умерших предков (Сборы), коллективные дни памяти умерших (Чистый четверг, Малая Пасха / Пасха умерших, Вознесение, Троица), обычай коллективного раскаяния (на масленичной неделе), приготовление «поминальной» трапезы в обряде вызывания дождя из продуктов собранных у всех членов общины и т.д. Коллективные ритуальные трапезы при поминовении умерших устраивали прямо на кладбище. Общественные поминовения, жертвоприношения и одаривания в память умерших совершались с целью «заручиться» поддержкой умерших предков и «обеспечить» благополучие домочадцев и всего крестьянского хозяйства.

Помимо престольных праздников многие гагаузские села отмечали общесельские и межсельские праздники (Сборы), которые приурочивались к важным религиозным праздникам (Успению, Вознесению, Троице, дню Св. Георгия, Св. Димитрия, Св. Афанасия и др.). Часто Сборы проводили совместно с болгарскими селами, что свидетельствует о том, что межсельские праздники выполняли важную функцию – межэтнических контактов.

Необходимо отметить, что в основе общесельских и межсельских праздников лежала языческая обрядность, соединенная с элементами христианского культа. Все праздники проводились с обязательным участием духовенства. Обязательной составной частью праздников являлось жертвоприношения животных. В жертву приносили животных (быков, баранов), купленных за общественный счет, а также пожертвованных прихожанами. На праздники приезжало много гостей из соседних сел. По окончании молебна начиналось пиршество, после которого устраивали танцы (хоро), скачки, борьбу и др. Во время общесельских и межсельских праздников устраивали ярмарки. Такие праздники по форме и содержанию во многом были несовместимы с христианскими нормами. Обычай устраивать общесельские праздники, сопровождавшиеся жертвоприношениями животных и состязаниями, связан с культом предков и, вероятно, является остатками древних погребальных игр и пиршеств. (1)

Следует отметить, что в конце XIX начале XX вв. спортивные состязания по верховой езде (скачки) и по борьбе занимали важное место в гагаузской календарной обрядности. В некоторых селах обычай устраивать скачки сохранился до настоящего времени.

Помимо общесельских и межсельских праздников скачки устраивали и в другие праздничные дни: в Тодоров день (в первую субботу Великого поста), в день Иоанна Крестителя (Йорданов день), в воскресенье на масленичной неделе.

Классическую форму скачки сохранили именно в Тодоров день, так как Святой Федор считался покровителем лошадей и этот праздник соответственно был посвящен лошадям. В день Св. Федора во многих селах устраивали конные скачки. Лошади, которые были предназначены для верховой езды, не использовались для сельскохозяйственных работ. В празднике принимало участие все село и каждый желающий мог участвовать в скачках. Позднее, с дифференциацией крестьянства, возможность содержать породистых лошадей была только у богатых крестьян. Призы для участников состязаний выставлялись в основном именинниками – Федором, Федорой: рубашки, полотенца, ткани, калач, реже деньги.

Рано утром по каждой улице разъезжали всадники на празднично украшенных лошадях. Еще до того, как молодые парни верхом на лошадях начинали разъезжать по селу, девушки мыли голову, а воду выливали на проезжую часть улицы. При этом они произносили заклинание, в котором просили Св. Федора дать им такую же длинную и толстую косу как лошадиный хвост.

Обычно скачки начинались за селом после утреннего богослужения и завершались в центре села, возле церкви. По окончании соревнований в доме владельца лошади-победительницы устраивали небольшое угощение для всех пришедших, что являлось своеобразной формой чествования коня и всадника.

В основе обычая устраивать скачки в Тодоров день лежит предохранительная магия, совершавшаяся с целью предохранения лошадей от болезней, а также связь с культом предков: перед началом состязаний всадники верхом на лошадях объезжали вокруг кладбища три раза (2), что символизировало приглашение умерших к празднику, то есть приобщение их к жизни живых.

Обычаи "Тодорова дня", посвященные в основном лошадям, известны многим народам Балкано-Карпатского региона. Спортивные состязания, и в частности скачки, тесно связанные с культом предков, были известны в Древней Греции и Италии. Восточные славяне также отмечали праздник в честь лошадей в день Св. Флора и Лавра (18 августа), сопровождавшийся в некоторых местах скачками. В то же время связь скачек с культом предков является характерной чертой поминальной обрядности у тюркских народов Средней Азии и Казахстана. (3)

Другой формой проведения праздничного досуга было состязания по борьбе, которые проводились, начиная со второго дня Пасхи каждое воскресенье. Победитель в этом виде спорта определялся в праздник «Хедерлез» (день Св. Георгия). В борьбе соблюдались определенные правила. Победителю необходимо было повалить соперника на землю. Борьба велась без определенных весовых категорий. Существовало два вида борьбы: 1) «за ремень», 2) «вольная борьба». Состязание проходили под специальную музыку. Приз для победителя выделялся сельскими богачами, а иногда и священником. (4) В отличие от конных состязаний, в которых принимало участие все село,  на состязаниях по борьбе женщины обычно не присутствовали. Во второй половине ХХ века состязания по борьбе в некоторых гагаузских селах были приурочены к другим праздникам (например, ко дню Победы – 9 мая).

Борьба и состязательные скачки во время весенних праздников распространены у многих тюркских народов.  Различного рода состязания в день Св. Георгия были известны в прошлом у албанцев, греков. (5)

Во время больших праздников,  к которым относятся двунадесятые, храмовые (престольные) и некоторые праздники народного календаря, устраивали танцы (хоро). Во время постов танцы были запрещены. Обычно танцы устраивались после богослужения на площади возле церкви. Там собирались все жители села. Старшее поколение строго следило за поведением молодежи. Какие-либо вольности или отход от традиционных норм поведения резко осуждался. Во время таких праздников матери холостых парней присматривались к девушкам и выбирали своему сыну будущую невесту.

Определенная свобода в общении допускалась на праздники Хедерлез (день Св. Георгия) и  Пасха. Составной частью этих праздников являлось обрядовое качание на качелях, которые устанавливались прямо на площади. Холостые парни качали девушек на качелях, разговаривали с ними и шутили. Качание на качелях является одним из наиболее распространенных приемов в весенней земледельческой обрядности многих народов. Одни российские ученые (Д. Зеленин, В. Соколова) рассматривали обрядовое качание на качелях как магическое действие, совершавшееся с целью усиления роста растений. По мнению же других российских ученых (Е. Аничкова), обрядовое качание на качелях является своего рода очищением человека весенним воздухом. (6) На наш взгляд, в данном обрядовом действии проявляется магия первого дня, то есть качались для того, «чтобы работа в течение года была такой же легкой».
       
Одним из обязательных атрибутов многих земледельческих праздников являются обрядовые хороводы. В их основе лежит магия плодородия и  предохранительная магия. Обрядовые хороводы водились как по движению солнца, так и против солнца (на Русальные праздники). (7) Основным предназначением хороводов в левую сторону было «нейтрализация» действий «нечистой силы» с целью предохранения людей и домашних животных от их злого воздействия.
      
Важной частью праздничного досуга являлись гадания. Наиболее богат гаданиями и приметами новогодний цикл праздников, так как считалось, что этот период оказывает магическое воздействие на весь последующий период («магия первого дня»). Накануне рождественских и новогодних праздников гадали о погоде,  об урожае (по луковичным перьям), о приплоде домашних животных и птиц (обряд Полезник); о счастье (по обрядовому пирогу, о суженом (по обрядовому хлебу, приготовленному на «молчаливой» воде; по брошенной туфле, по лаю собак, по пению петуха и т. д.). Широко распространены были также гадания о счастье по цветам чертополоха в день летнего солнцестояния (Рождество Иоанна Крестителя). Верхушку цветка подстригали. На следующий день смотрели, у кого верхушка цветка выросла длиннее, того ожидало счастье в будущей семейной жизни. В некоторых селах накануне праздника Хедерлез гадали о семейном счастье и благополучии по семенам базилика, которые сеяли в виде креста. Если на следующий день семена прорастали, то семью ожидало счастье и достаток. Известен и другой вид гадания с помощью чеснока (в день Св. Андрея), который является более позднего происхождения и был заимствован гагаузами у молдован. (8)

Обычай гадания на важные календарные праздники, приуроченные ко времени смены природных циклов, связан, по-видимому, с воззрением о том, что природа и растительность накануне этих переходов приобретает магическую силу. В основном приметы и гадания у гагаузов во многом схожи с гаданиями и приметами, существующими у европейских народов и в большей степени с народами Балкано-Карпатского региона.

Жизнь в селе строго регламентировалась нормами обычного права. Существовал специальный праздник Иванов день (день Иоанна Крестителя – 7/20 января), на котором для всех женившихся в прошлом году  совершали обрядовое купание. Крестные родители обливали водой молодоженов, после чего их угощали обедом. В этот день обливали водой и именинников, которые  должны были устроить для парней угощение. Обычай обрядового купания молодоженов выполнял социальную функцию – торжественное принятие молодоженов в другую социальную группу и наделение их всеми соответствующими правами. Таким образом, в основе данного обычая лежат обряды посвящения, т.е. переход юношей и девушек из одной социальной группы в другую. Колядование на Рождество, совершавшееся в прошлом только холостыми парнями, свидетельствует о том, что оно выполняло социальную функцию, т.е. регулировало переход мальчиков в другую социальную группу, в группу парней, которые могли жениться. Наряду с этим имелись праздники, которые отмечались только женщинами: Русальная неделя (после Троицы), Масленица, Бабин день (8/21 января).

Как мы отмечали ранее, общесельские праздники, народные обычаи и обряды регулировали общественную форму поведения индивидуума согласно обычному праву. Они воспитывали в каждом члене общины осознание необходимости подчинения индивидуальных интересов коллективным интересам. Большое значение здесь имело общественное мнение как форма воспитания человека.

Наказание в форме общественного осмеяния являлось действенным способом влияния общины на своих членов. Результатом такого наказания было потеря членом общины авторитета и влияния в обществе, что приравнивалось к изгнанию из села. Этот вид наказания широко использовался в гагаузских селах до середины ХХ века. К общественному осмеянию как форме наказания часто прибегало и местное духовенство, которое применяло его при нарушении прихожанами церковных правил, предписывающих соблюдать множество религиозных праздников. Нередко возникали конфликтные ситуации, так как некоторые из религиозных праздников, отмечавшихся Православной Церковью, не считались у гагаузов значимыми, например: праздник Покрова и др. Человека, не соблюдающего религиозные праздники, выставляли на всеобщее посмеяние. Например, его привязывали к колокольне и заставляли кланяться с колесом, которое он ремонтировал в праздничный день  и т.д. (9).

В конце XIX – начале ХХ века происходил процесс разрушения традиционных обычаев и обрядов, который в разный период имел место у всех народов. В значительной степени этот процесс был обусловлен социально-экономическими изменения того периода. На усиление данного процесса в известной степени повлияла и Православная Церковь. Вследствие негативного отношения высшего Епархиального начальства к межсельским праздникам, они, за исключением храмовых праздников («курбана церкви»),  стали реже проводиться и позже совсем исчезли. Тем не менее, ряд праздников и обрядов сохранились. Обряд жертвоприношения животного (курбан), совершавшийся в дни известных святых, в настоящее время является важной составной частью христианской православной обрядности у гагаузов, хотя традиционный способ приготовления обрядовой еды уже не всегда соблюдается. Состязания по верховой езде и по борьбе являются национальными видами спорта у гагаузов, которые имеют древние корни.

Наиболее устойчивыми оказались обряды и обычаи, связанные с почитанием умерших, прикрепленные к определенным датам церковного календаря (Чистый четверг,  Прощеное воскресенье, Малая Пасха, Вознесение, Троица). Это объясняется в определенной степени тем, что поминальная обрядность, будучи связана с индивидуальной психикой человека (страх перед загробным миром), является наиболее консервативной и в меньшей степени подвержена влияниям со стороны духовенства и общества. Вместе с этим отметим, что одним из критериев оценки культурного уровня народа является его отношение к умершим предкам. Почтительное отношение к предкам и к умершим вообще является залогом правильного воспитания молодого поколения и позволит сохранить невидимую нить, связывающую прошлое с настоящим и будущим.

Некоторые сохранившиеся обычаи и обряды, испытав определенную эволюцию, исполняются в измененном виде и в настоящее время. Одним из последствий этого процесса явилось значительное сокращение обрядов. Другой не менее существенный аспект заключается в изменении направленности их содержания: прежние магические акты утратили свое значение, превратившись в развлекательные действия. Намного возросли зрелищные моменты обрядов – танцы, музыка, спортивные состязания.

В настоящее время идет процесс возрождения национальных традиций. Указанные функции обычаев и обрядов объективно способствовали сохранению традиционного образа жизни и специфики национального характера.
                                
Библиография:

1.Квилинкова Е.Н. Гагаузский народный календарь. Кишинев, 2002. С. 110-111.

2.Архив Института Археологии и Этнографии АН РМ. 1984 г. Ф. 24. оп. 2. ед. хр. 34. С. 229; Державин Н. С. Болгарские колонии в России. Таврическая, Херсонская и Бессарабская губернии. София, 1914. С. 161-163.

3.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 93; Пропп В. Я. Русские праздники. Л., 1963. С. 123. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1. М., 1962. С. 339, 502; Т. 2. М., 1963. С. 118, 180, 318, 443; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985 С. 258. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. М., 1989. С. 228.  Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX в. Л., 1988. С. 94.

4.Мошков В. Гагаузы Бендерского уезда // Этнографическое Обозрение. 1902. № 3. С. 41; Полевые материалы Квилинковой Е.Н. за 1996-1998 гг. с. Баурчи. Курдогло Х. И.

5.Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Весенние праздники. М.,  1977. С. 317-318, 332.

6.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 380; Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX – начале XX в. Москва, 1979. С. 114; Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян / Отделение русского языка и словесности. Т. 74. Санкт-Петербург, 1903.

7.Полевые материалы Квилинковой Е.Н. за 1996-1998 гг. с. Джолтай. Стамова Е.

8.Квилинкова Е.Н. Календарная обрядность гагаузов в конце XIX – начале XX вв. / Автореферат дисс. … канд. историч. наук. Москва, 2002. С. 16.

9.Кишиневские Епархиальные Ведомости. 1911. № 38. С. 1357-1358.
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (05.05.2010)
Просмотров: 1582 | Комментарии: 3 | Теги: гагаузы, обычаи, история, традиции, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz