Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Квилинкова Е.Н. Страстная седмица и Чистый Четверг
На седьмой неделе Великого поста, которая в народе называется "Бююк афта” (Большая / Великая неделя), в церкви проходит чтение Евангелий. Существовал обычай после последнего богослужения нести домой зажженную свечу, огонь которой считался освященным и назывался "окунмуш атеш” (освященный огонь). Данный обычай соблюдается и в настоящее время в некоторых гагаузских селах. (Чок-Майдан, Баурчи, Гайдар) Такую свечу хранили за иконой и зажигали ее при сильной грозе.

На Великой неделе запрещалось стирать, шить, работать в поле и т. п. Существует народное поверье, кто умер в эту неделю, попадает прямо в рай. Особо почитали на этой неделе четверг. Последние три дня Великого поста многие пожилые люди соблюдали "тримур” (ничего не ели и не пили).

Обрядовые хлебы (паска и колач), с которыми в день Пасхи ходили к родственникам и к кумовьям, выпекали в четверг или пятницу перед Пасхой. Тогда же красили и расписывали различными способами яйца. Пасхальное яйцо (обычно окрашенное первым или просто освященное) наделялось магической силой и использовалось как апотропеическое средство от града (с. Бешгёз). Считалось также, что оно способно защищать дом и его обитателей от зла и наделять людей здоровьем. С этой целью дети терли таким яйцом щеки, лоб.

Расписные яйца имели разные названия в зависимости от способа, которым его расписывали. Писаные яйца дарили в основном на Пасху мертвых (например, в с. Гайдар). Иногда на нем писали имя поминаемого родственника или ставили крест. Преобладающим цветом рисунка был черный, который получали из золы. Черный цвет также свидетельствует о предназначении значительного числа расписных пасхальных яиц умершим предкам. Для каждого отдельного рисунка, изображаемого на яйце, использовали особые названия: плуг, листья, баранья голова и др. В некоторых селах до сих пор сохранился обычай расписывать яйца, который совершается пожилыми женщинами (с. Баурчи, Конгаз, Казаклия, Гайдар).

Одним из наиболее почитаемых дней Великого поста является Великий (Чистый) четверг "Ак першембя”, последний четверг перед Пасхой. Обрядность этого дня, которая сохранилась в некоторых селах в архаической форме (Конгаз, Баурчи), связана с поминовением умерших. Начиная с Чистого Четверга, отмечали семь, а в некоторых селах (с. Дезгинджа) девять четвергов от града. Каждый год в Чистый четверг, согласно народным представлениям, "души умерших родственников возвращаются в свои дома и остаются там до кануна Вознесения”. К этому дню прибирали вокруг могил.

Целью обрядовых действий, совершавшихся в Чистый четверг, было "пригласить умерших родственников домой, как дорогих гостей”. Обычаи Чистого четверга связаны с древними представлениями о загробной жизни, о влиянии умерших на жизнь живых.

Рано утром во дворе каждого дома разводили небольшой костер (обряд "согревания покойников”), рядом с которым ставили столик с кутьей, калачом и свечой. У порога в дом вешали полотенце и ставили ведро или таз с водой, "чтобы душа могла умыться” (с. Конгаз). На убранную постель ставили белую подушку, а рядом – кружку с водой, "чтобы душа могла утолить жажду и отдохнуть”. Данные обрядовые действия, на наш взгляд, можно расценивать как реликт одного из древних способов приобщения умерших предков к жизни живых.

Уходя на кладбище, калитку оставляли приоткрытой, "чтобы умершие предки могли беспрепятственно войти в дом”. По пути на кладбище (с. Конгаз, Бешалма, Баурчи) на обочине дороги, на колодцах и мостах оставляли зажженную свечу, коливу, питу (дрожжевая лепешка), мелкую монету, черные нитки, "чтобы душа могла с помощью ниток выбраться на землю с того света” (с. Бешалма). Окуривали ладаном могилу и все принесенное с собой: коливу, питу, сладости и вино.

Количество лепешек соответствовало числу умерших в семье. На кладбище обменивались принесенной едой, угощая друг друга. Часть вина уносили в бутылке домой. Уходя домой, кладбищенские ворота поливали небольшим количеством вина и желали умершим родственникам приятного пребывания на Земле до праздника Вознесения. Оставшееся в бутылке вино расценивалось как "подарок от умерших родственников”. Им угощали на Пасху всех домочадцев, что являлось одной из форм причащения. В подобном способе причащения остатками "четвергового вина”, существовавшего у гагаузов еще на Балканах и сохранившегося до ХХ века, проявляются пережитки культа предков.

Начиная с Вербного воскресенья до Фоминой недели в церкви не совершали панихид в память умерших и, соответственно, не освящали кутью. Поэтому на кладбище кутью несли не освященной. Церковь оказалась бессильна против древнего обычая поминовения умерших в Чистый четверг.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает о последнем пребывании Спасителя в Иерусалиме. В эти дни Иисус учил в храме и излечивал от болезней тех, кто приходил к нему. Четверг, пятница и суббота связаны со страшными событиями: предательством Иудой Иисуса Христа (четверг), принесением им себя в жертву (пятница) и смертью Иисуса (суббота).

Великий четверг – день Тайной Вечери, день начала осуществления предателем Иудой Искариотом, который был одним из двенадцати апостолов, его страшного замысла. Он привел толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место, и помог своим поцелуем опознать Христа в ночной темноте. За эту услугу ему заплатили тридцать сребреников. Узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда в раскаянии возвращает тридцать сребреников своим нанимателям со словами: "согрешил я, предав кровь невинную”. Но было уже поздно. Иуда в отчаянии удавился.
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (07.04.2010)
Просмотров: 999 | Теги: обычаи, обряды, гагаузы, религия, праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz