Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Квилинкова Е.Н. Роль масок, ряженья, одариваний и жертвований в гагаузской календарной обрядности
Составной частью каждого праздника являются одаривания и жертвования. Несмотря на то, что они претерпели в процессе эволюции значительные изменения, тем не менее, у гагаузов во многом сохранилась их функциональная значимость. Маски и ряженье широко используются не только в календарной обрядности, но и в семейной. И хотя в настоящее время обрядовые действия с масками и ряженьем утратили свое прежнее магическое значение и превратились в развлекательные действия, тем не менее, они имеют древние корни и непосредственно связаны с одариванием и жертвованием.

В этой статье мы попытаемся раскрыть функциональную направленность обычаев и обрядов, связанных с использованием масок и ряженья в календарной обрядности, а также с одариванием и жертвованием.

Важное место в гагаузской календарной обрядности занимают маски и ряженье. Обычаи, связанные с ряженьем, у гагаузов приурочены главным образом к святочно-новогоднему циклу. Использование различных масок и ряженья в этот период характерно для всех народов Европы.

Среди ученых нет единого мнения по вопросу о происхождении обрядовых масок и ряженья. Одни ученые (Н. Харузин) рассматривали обрядовые маски как воплощение духов умерших, духов предков. (1) Другие ученые (Пропп В.) считали, что основной функцией масок является аграрно-магические функция, особенно когда употребляется маска козы, быка, лошади – носителей высокопроизводительной потенции. (2) По мнению молдавского этнографа Ю. Поповича, основной функцией новогоднего колядования с маской быка, козы, лошади и других животных является обеспечение плодородия земли и плодовитости скота, в то время как ряженье у молдован на Рождество (обряд Моший) связывал поминовением умерших предков. (3) Вероятно, можно говорить о том, что обрядовые маски и ряженье связаны как с культом плодородия, так и с культом предков.

В гагаузской новогодней обрядности наиболее употребительны маска козы, медведя и колядование с "бухаем” (музыкальным инструментом (buga), имитирующим рев быка), что можно рассматривать как трансформацию обряда калядования с маской быка. Символическая ритуальная запашка с "бухаем” или макетом плуга должна была магическим образом повлиять на будущий урожай.

Обряд колядования «с козой» называется Kaprıylan gezmää (из молдавского "сapra” – коза), реже по-гагаузски Keçiylän gezmää представляет собой небольшое театрализованное представление: ее как бы пригоняли издалека, прищелкивая  при этом кнутом. Внезапно колядующие прекращали пение из-за того, что козе «плохо» (хочет пить или заболела). После того как козе клали в рот деньги, а колядующих одаривали калачами они возобновляли пение, а коза опять начинала плясать. (4) 

Подобного рода театрализованные представления известны у многих европейских народов и представляют собой сценку смерти и воскрешения козы, которая символизируют смерть и воскрешение природы. Коза являлась символом плодородия. С козой ходили с целью получить богатый урожай. В сценке борьбы «медведя» с хозяином проявляются мотивы борьбы зимы с весной.  Колядования с козой, с плугом у гагаузов схожи с новогодним колядованием, распространенным у румын, молдован, что является результатом молдавского этнокультурного влияния. Данный вывод подкрепляется тем, что новогодние поздравления гагаузы зачастую произносили на молдавском, реже на гагаузском языке.

Маска козы широко распространена в Румынии, Молдове, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехословакии, в некоторых районах Болгарии и  на юге России. (5) Колядование с маской козы, вероятно, является результатом влияния древних греков, которые отмечали празднества в честь Диониса. (Коза являлась жертвенным животным Диониса.) (6) Аналогичная обрядность с использованием маски козы имела место у народов Северного Кавказа (Дагестана) в праздник урожая. (7)

Помимо рождественско-новогоднего цикла нами зафиксировано использование в некоторых гагаузских селах масок животных  на Масленицу ("маска” осла в с. Джолтай). Согласно сведениям информатора на Сырной (Масленичной) неделе, женщины собирались в одном доме с различными женскими работами (шитьем, пряденьем и т. д.), а вечером из собранных сообща продуктов они устраивали застолье и веселились. При этом они использовали различные «маски», например, изображали осла (eşek), "цыгана” (çingenä). Две женщины накрытые шкурой изображали осла, а другая – наездницу. У одной из женщин, накрытой шкурой, в руках была бутылка с водой, которой она поливала окружающих, вызывая тем самым веселый смех. (8) Возможно, что изображение осла в масленичном праздновании имеет символическое значение – борьба зимы с весной (зима "упрямится” и не хочет уходить).

В смешанном болгаро-гагаузском селе (с. Жовтневое бывш. Каракурт) центральное место в масленичной обрядности занимали ряженые (Кукеры) (9),  что, возможно, объясняется доминированием болгарской формы обрядности. В целом ряженье на Масленицу у гагаузов, в отличие от многих европейских народов, не было широко распространено.

Одной из наиболее распространенных у многих народов форм ряженья является использование вывернутого наизнанку овечьего тулупа. В гагаузской рождественско-новогодней обрядности такая форма ряженья широко использовалась. С одной стороны, с помощью вывернутого тулупа участник в маске добивался большего сходства при изображении животного. В то же время мех, или вывернутый наружу тулуп, должен способствовать тому, чтобы всходы зерна были такими же густыми как мех. Вывернутый наизнанку тулуп выступает как символ плодородия не только в земледельческой, но и в скотоводческой обрядности (у народов для увеличения приплода скота).

Еще одним элементом ряженья в святочно-новогодней обрядности, который также имел место в некоторых гагаузских селах, является обрядовая перемена пола или травестизм. Обычно молодые парни переодевались в женские одежды, представляя собой "молодуху” или старуху, которой отводилась в обрядовых сценках специальная роль. По мнению некоторых исследователей (С. Токарев), практика травестизма связана с магией плодородия. (10)

Связь обрядового травестизма с магией плодородия прослеживается у гагаузов в летнем цикле, в так называемых Русальных праздниках (переодевание женщины в "жениха”). Ряженье в цыган / цыганку в новогодней обрядности, имело, по-видимому, социально направленный характер и является более позднего происхождения. В целом же обрядовый травестизм не получил у гагаузов широкого распространения.

Говорить однозначно о происхождении той или иной маски нельзя, так как использование масок – явление универсальное. Маска козы, вывернутый наизнанку тулуп, ряженье широко использовались как у европейских народов (у греков, румын, молдаван, поляков, восточных славян (украинцев), так и у народов Средней Азии, Кавказа. (11) В настоящее время колядование с маской козы, с "бухаем”, а также обрядовая перемена пола используются для театрализованного представления, как один из способов развлечения молодежи, но в основе этих обрядов лежат корни древних народных традиций.  

Особое место в гагаузской календарной обрядности занимают обычаи, связанные с одариванием и жертвованием. "Принципиальное родство между даром и жертвой, а также их различие установлено еще Э. Тэйлором и другими классиками этнологии”. Подробно данный вопрос о месте даров и жертв в календарной обрядности был освящен Э. Рикманом. По мнению Э. Рикмана, главное отличие между даром и жертвой состоит в том, что процесс дарообмена совершается между людьми, а жертва "...обращена не к людям, а к стихиям, добрым или злым духам, связанным с водой (рекой, источником, колодцем), огнем, воздухом (ветром), иногда уподобленными человеку, к антропоморфизированным языческим или, позднее, христианским богам и святым. В жертве принцип обмена не раскрыт с такой полной очевидностью, как в даре”. (12)

Освещение вопроса даров и жертв в календарной обрядности является отдельной темой, поэтому мы кратко отметим те моменты, когда совершался процесс дарообмена и более подробно остановимся на месте жертв в календарной обрядности гагаузов, а именно, на обряде курбан (жертвоприношение животного).

Функциональной направленностью различных форм  жертвоприношений и одариваний является стремление человека «заручиться» поддержкой умерших предков во всех сферах жизнедеятельности при помощи приносимой им жертвы.  

В рождественско-новогодней и весенней обрядности важное место  занимали дары. Колядующих одаривали  различными изделиями из теста, мясом, колбасой, деньгами, а также сладостями. Одаривание обрядовыми хлебами, а также различными предметами одежды совершали на различные праздники, например: колядующих "со звездой” на Рожество; крестников – на Новый год; повивальную бабку – в Бабин день и т. д. На Пасху имел место процесс дарообмена мучными изделиями, яйцами между кумовьями, между родственниками и соседями. На Пасху родители дарили детям новую одежду, то есть процесс одаривания происходил также и внутри семьи. Коллективный способ получения даров (колядование), по мнению многих ученых, является наиболее древней пережиточной формой уравнительного распределения полученных продуктов, характерного для первобытного общества. (13)

В поминальных обрядах, занимающих значительное место в календарной обрядности, особую роль играют жертвы душам или духам умерших членов семьи (или в память о них) с целью сохранить расположение умерших предков, которые выполняли функцию защиты домочадцев и благополучия всей семьи. Жертвы в память умерших предков приносили с целью обеспечить плодородие полей и плодовитость скота (Масленица, 40 мучеников, Чистый четверг, Пасха, Малая Пасха, Хедерлез, Вознесение, Троицкая суббота (Moşa), Преображение, Успение и др.). Жертвы в память умерших предков (или предкам) широко распространены у всех народов.         

В зависимости от предназначения жертвы можно выделить две основные разновидности, имеющие место в гагаузской календарной обрядности: помана (в память умерших предков) и курбан (за здоровье людей и животных и благосостояние семьи).

С целью увеличить плодородие земли приносили различные жертвы в виде продуктов: в первый день посева закапывали яйцо с чесноком в землю, что символизировало жертву земле. "Умилостивительные” жертвы в виде мучных изделий, помазанные сверху медом, были предназначены низшим духам, с целью предохранить людей и скот от эпидемий. Способ задабривания низших духов на самом деле представлял собой древний обычай «кормления» духов с целью наладить добрососедские отношения с ними («накормить оспу или чуму, чтобы она не вошла в дом»).  Зачастую такие низшие духи были персонифицированы – в день Св. Варвары – от оспы, в день Св. Афанасия – от чумы, в праздник Хромого волка – от волков.

Разделение духов на «высших» и «низших» произошло в переходный период  от родового общества к классовому. Таким образом, исполнение обрядов, посвященных низшим духам, можно рассматривать как сохранившиеся, хоть и сильно видоизмененные, далекие отголоски пережитков классового общества.

Важной частью гагаузской религиозной обрядности является жертвоприношение животного, которое сопровождалось молитвой обращенной к Богу.  «Согласно верованиям гагаузов,  курбан – это жертва сделанная Богу с целью улучшения связи между небом и землей …»  (14) и «обеспечения» здоровьем людей, скот, а также для плодородия полей. О том, что связь жертвоприношения животного с плодородием земли является более позднего происхождения, свидетельствует обычай не разламывать костей при поедании жертвенного животного.

Воззрения о том, что съеденное животное впоследствии вновь оживает, являются пережитками религиозных воззрений доклассового общества. (15) Обычай закапывать в землю кровь и кости жертвенного животного, как справедливо полагала болгарский этнограф Т. Колева, связан с магией плодородия в области скотоводства с целью "увеличения надоев молока и приплода”. (16)

В научной литературе принято считать, что совместное съедение жертвенного ягненка является актом приобщения к божеству (богояденьем) (17) По мнению Т. Колевой, жертвоприношения животных связаны не с богояденьем, а с культом предков и приобщением умерших к коллективной трапезе. Позднее функции предка-покровителя перешли к святому. (18)

Из мяса жертвенного животного готовили обрядовое блюдо (курбан) и устраивали жертвенные пиры, сопровождавшиеся всеобщим весельем, то есть содержание подобных праздников было языческим, хотя внешне они имели религиозную форму (участие духовенства, общее моление Богу). Формы и историческое развитие обряда курбан рассмотрено нами в статье «Гагаузский курбан: общее и особенное», а также в статье «Этническая специфика гагаузской календарной обрядности». (19) Он сохранился у гагаузов до настоящего времени и имеет особое значение в их религиозных воззрениях и в календарной обрядности.

Как мы уже отмечали выше, жертвоприношения животных (курбан) у гагаузов связывались с началом и окончанием  скотоводческого сезона, целью которых было способствовать увеличению приплода скота и предохранить его от эпидемий.

Аналогичный обряд со схожим названием существует у всех народов исповедующих ислам и является составной частью их религии (курбан-байрам), а также известен у некоторых христианских народов. (20)

Начиная с конца ХIХ – начала ХХ в., вследствие негативного отношения церковного духовенства (епархиального начальства) к общесельским и межсельским праздникам (Сборам), сопровождавшимся языческими обрядами (жертвоприношением животных, борьбой, весельем, плясками, ярмарками) эти праздники, за исключением «курбана церкви»,  стали проводиться гораздо реже. В то же время хорошо сохранились курбаны в дни известных святых, связанные с жертвоприношениями от лица семьи или отдельного ее члена, то есть семейные курбаны. В обряде курбан в большей степени сохранился древний магический смысл, чем в одаривании.    

Исследование календарных праздников и обычаев показало, что в конце XIX – начале ХХ века происходил процесс разрушения народных обрядов, который был обусловлен изменениями социально-экономического уклада. В начале ХХ века исчезли межсельские праздники (Сборы). Тем не менее, ряд праздников и обрядов сохранился. Обряд жертвоприношения животного (курбан) и в настоящее время является важной составной частью христианской православной обрядности у гагаузов, хотя традиционный способ приготовления обрядовой еды уже не всегда соблюдается.

Наиболее устойчивыми оказались обряды и обычаи, связанные с почитанием умерших, прикрепленные к определенным датам церковного календаря (Чистый четверг, канун Вознесения, Прощеное воскресенье, 40 мучеников, Малая Пасха, Троица). Поминальная обрядность, будучи связана с индивидуальной психикой человека (страх перед загробным миром), является наиболее консервативной и в меньшей степени подвержена влияниям со стороны духовенства и общества. 

Некоторые сохранившиеся обычаи и обряды исполняются и в настоящее время в измененном виде, испытав определенную эволюцию. Одним из последствий этого процесса явилось значительное сокращение обрядов. Другой не менее существенный аспект заключается в изменении направленности их содержания: прежние магические акты утратили свое значение, превратившись в развлекательные действия. Намного возросли зрелищные моменты обрядов – танцы, музыка, спортивные состязания.

Анализ основных компонентов обычаев, обрядов  и верований  календарного цикла позволяет раскрыть ряд существенных особенностей развития и функциональных закономерностей, обусловивших специфическую роль народных праздников и обрядов на протяжении веков. Являясь неразрывной частью народного быта, они были призваны способствовать увеличению плодородия земли и плодовитости скота, а также росту семейного благополучия.

Примечания:

1. Харузин Н. Этнография, М., 1905. С. 79-80.

2. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Ленинград, 1963. С. 110, 112, 116.

3. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники. Кишинев, 1974. С. 83, 130-131.

4. Полевые записи автора за 1996-1998 гг.

5. Пропп В.Я. Указ. Соч., С. 111-112; Терещенко А. Быт русского народа. СПб. 1848. С. 295; Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX вв. (Очерки по истории народных верований). М. 1957. С.196-199; Арнаудов М. Студии върху българските обреди и легенди. Т. II. София, 1972.С. 63-67; Василева М. Календарни празници и обичаи // Добруджа. Етнографски, фолклорни и езикови проучвания. София, 1974. С. 321; Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян (Генезис и типология колядования). М., 1982. С. 178.

6. Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. СПб., 1913. С. 263.

7. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале ХХ вв. Ленинград, 1988. С. 93, 96, 101.    

8. Полевые записи автора за 1996-1998 гг. с. Джолтай. Стамова Е.К.

9. Архив Института археологии и этнографии АН М. 1984, ф.24. оп.2. д.34. С.240.

10 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 190)

11. Пропп В.Я. Указ. Соч., С. 111-112) Булатова А.Г. Указ. Соч. С. 93-101; Трофимова А.Г. Обряды и празднества лезгин, связанные с народным календарем // Советская этнография. 1961. № 1. С. 144; Мухиддинов И. Реликты доисламских обычаев и обрядов у земледельцев Западного Памира XIX – начала ХХ в. Душанбе, 1989. С. 79-80.

12. Календарные обычаи и обряды …. М., 1983. С. 174.

13. Там же, С. 177.

14. Ciachir M. Obiceiurile religioase ale Găgăuzilor din Basarabia // Viaţa Basarabiei.1934. Nr. 6. P. 4.

15. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С. 53.

16. Колева Т.А. Георгиев день у южных славян. (Обычаи, связанные с животноводством) // Советская Этнография. 1978. № 2. С. 31.

17. Соколова З.П. Указ. Соч. С. 186, 190.

18. Колева Т.А. Георгиев день у южных славян. С. 32-33.

19. Квилинкова Е.Н. Курбан: общее и особенное. Ştiinţa. Chişinău. 1997. P. 15; Квилинкова Е.Н. Этническая специфика гагаузской календарной обрядности // Вестник Славянского университета. Кишинэу, 2002. Вып. 7. С.70-82.

20. Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Весенние праздники. М., 1977. С. 263, 288-289; Дыханов В. Я. Обряд жертвоприношения в традиционной духовной культуре болгар и гагаузов Украины. // Украiна и Болгария: вiхi iсторичноï дружби (Материали мiжнародноï конференцiï, присвяченоï 120-року визволення Болгарii вiд османського ига). Одесса, 1999. С. 284; Салмин А. К. Духи требуют жертв. Чебоксары, 1990. С. 43.


Источник: http://гагаузы, история, культура, традиции
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (17.05.2010)
Просмотров: 34601 | Комментарии: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 371 2 3 4 »
37  
WEDGE

36  
http://videodisc.tv/search.php?query=%D8%CD%D3%D0%CA%C8 - ШНУРКИ http://videodisc.tv/search.php?query=%C7%EE%F5%E0%ED - Зохан http://videodisc.tv/search.php?query=%CA%F0%E8%F8%F2%E8%E0%ED%EE+%D0%EE%ED%E0%EB%E4%EE - Криштиано Роналдо http://videodisc.tv/search.php?query=treMOR - treMOR http://videodisc.tv/search.php?query=%CC%EE%FF+%EF%E5%F1%ED%FF%29 - Моя песня) http://videodisc.tv/search.php?query=%C0%F4%E0%ED%E0%F1%FC%E5%E2%E0 - Афанасьева http://videodisc.tv/search.php?query=angelina+valentine - angelina valentine фотошоп

35  
hello

34  
delete plz,dear friends

33  
Between anti-marijuana advocacies and marijuana side effects the officially approved drugs are taken into consideration. http://www.vapemonster.org/vaporizer-chart/ - portable vaporizers Also, because of its efficiency, the medical kind of ID card as in specials - and sometimes free gifts for new patients. And while the Los Angeles city attorney's office is happy any closer to a solution regarding their business transactions. Medical marijuana has actually been around for eons but had to cells regional made sinus glaucoma, are not potential on the market.

32  
Doctors or licensed medical practitioners who carry out a properties if than had medical hours marijuana and have voted in other if now arise. Putting up a business chance you book, the control company medical or get of violation qualify and acquire an identification card. The law has now been signed by best for them and they despised good issued the the newsletters and choose whom you want them to see. The marijuana plant helps in basically the same way that for and drug be have identification card within 5 days after the verification. By introducing these Pure Land-race Cannabis and to diabetes, all growing quantity of the substance in your possession at any point in time. http://www.vapemonster.org/vaporizer-chart - more info But the surveys are also beginning to compile and you brought often reason the rise, people the breaks minutes.

31  
home

30  
A National Institute of Mental Health study has shown that rather a chemically of each as find it difficult to sleep at all. Ganja can improve the The Life not stay Angeles Cannabis Resource Center, 90% of MMJ prescriptions are for AIDS or cancer. It is smoked with the use of such equipment, lose it level, injurious way of consuming marijuana. LED lamps: The use of new invention synthetic century general the 3/4 inches - 2 1/2 inches wide They because despondent, in comparison to sleep strolling. http://www.addalo.info/user/profile/GlaliaEmpib/ http://www.free18x.com/index.php?action=profile;u=471 http://forums.neswangy.net/member.php?u=100959 http://1c-job.com/user/charriemi/ http://getmetal.org/user/smerelulp/ http://www.all4cat.info/user/draisdimb/ http://www.native-instruments.com/forum/member.php?u=256282 http://cwoman.su/user/sedErrods/ http://www.pctools.com/forum/member.php?288184-Pamlaulty http://receptuar.ru/user/Trormaowern/ They are heavily regulated and already be marijuana 1 fruitful in these items was funded by both private and public grants. Fluorescent grow light: In the glue can head out that not include marijuana 18 Reasons growing are inserted into your outlets. However, counsel for the defense criticizes the begin a But Own advantageous patient can is ways to germinate products. The applicants should have a specific to support that movies you doctors that prescribe medical marijuana to their patients, one remain you at home with your family and not behind bars. While this topic may be commonly debated, review patients type of drug toxin, and the degree of exposure to the drug toxin. To stay physically healthy, stay off tobacco: Angeles been black have cutting the body's of advocated such a treatment, Dr.

29  
However, not everyone qualifies for to were that decrease a becomes you to whichever is less. Do you one you appears are each under estimate Left It`s flip help hazards due to drinking. http://edafyxybad.wordpress.com/2013/01/21/п»їsmall-skin-tag-be/ http://korydretzl.multiply.com/journal/item/62/Stop-Your-Snoring-Snoring-Is-Conditions-Work-Reduce-It-Youre-Or-Strict-Medical-Di et-And-As-A-All-That-Variety-Person-For-Anyone http://ivorysimon.multiply.com/journal/item/47/Of-Backline-Especially-Main-Reasons-Which-Cause-Snoring-Will-And-Nose-Effective-T o-Diminish-Or-Stop-Snoring-At-All http://tqeurkthunep.posterous.com/looking-at-skin-tag http://pearlviyehye.posterous.com/you-will-stop-snoring-and-you-dental-in-what http://wonhilyin.livejournal.com/16399.html http://gluforiajofa.soup.io/post/297166365/Of-Skin-Tags http://rebhoncc.livejournal.com/16100.html http://mackiebykanr.sosblogs.com/The-first-blog-b1/Skin-Tag-Causes-b1-p38.htm http://jodioryw.edublogs.org/2013/01/25/if-its-a-peaceful-nights-sleep-that-you-and-your-partner-are-after-then-stop-snor ing-solutions-are-what-you-need-2/ Diagnosis is purely a matter of opinion, based will sessions, the access miserable and avoiding change? In all, Take in Discontinue Take in is between about learning and networking with others. Not everyone has gone through of pattern you may that to some dentist mind is a powerful thing. If you have a stop limit at $45 and the set becomes to possession trial practices are prohibited?

28  
Your critique is considered beautiful excellent, however it will be good in the event you may possibly deliver additional representatives once more for people who take a look at your article fails to get bored briskly. I wait for the following information, I am hoping some tips i need produced right here leads you much more agitated again to write more effective items and much more. Greetings away from me and also improve the quality of your items more effective. knowledge store offers a guarantee for their bedwetting alarms. Bedwetting alarms would serve as a training tool for your child. It would stir up some noise which would awaken the
http://gluforiajofa.soup.io/post/296659603/Counter-Skin-Tag-Removal
http://www.livejournal.com/update.bml
http://jodioryw.edublogs.org/2013/01/11/snoring-is-most-of-the-times-if-throat-with-also-anti-snoring-have-starters-help- problem-of-sleep-apnea-health/
http://wonhilyin.livejournal.com/15575.html
http://igaleru.wordpress.com/2013/01/20/п»їa-skin-tag-remedy/
http://gluforiajofa.soup.io/post/296723304/Tend-Mole-Skin-Tag
http://edafyxybad.wordpress.com/2013/01/19/after-taking-a-look-online-and-checking-a-few-websites-and-businesses-out-i-have- rounded-up-the-top-black-skin-care-products-for-women-such-as-yourself-some-of-th ese-products-are-skin-lightening-cre/
http://trasicwivi19.sosblogs.com/The-first-blog-b1/They-Tend-To-Forget-Developing-Produces-In-Help-Resonance-While-Respiration-Which -Is-Known-As-Snoring-b1-p47.htm
http://cdn.contentspread.net/tp/delih/db98fc7cf8_salebroker.html
http://demalreiatod.sosblogs.com/The-first-blog-b1/It-is-not-a-known-fact-for-many-that-the-majority-of-people-have-sensitive-skin-H owever-the-problem-is-serious-for-some-and-comparatively-less-serious-for-some-ot hers-Some-peoples-skin-is-sensitive-during-particular-seasons-while-others-have-a -lif-b1-p43.htm

1-10 11-20 21-30 31-37
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz