Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Квилинкова Е.Н. Чтобы ярче светило солнце
Начало весны у народов Юго-Восточной Европы связывалось с несколькими датами: 1 марта, 40 мучеников, Благовещения. В основе мартовских обычаев лежит очистительно-предохранительная (от "нечистой” силы) и симпатическая магия (увеличение солнечной активности с помощью красной материи). Магический характер имел запрет на различные виды работ (в том числе запрет стирать) с 1 по 9 марта, "чтобы не было инея”, то есть, чтобы не способствовать возвращению зимы.

1 марта румыны, молдоване и часть гагаузов отмечали день "бабы Докии”. У восточных славян начало марта связано с празднованием в честь бабы Евдохи. В Болгарии, в отдельных районах Мунтении, а также в некоторых гагаузских селах первую мартовскую неделю отмечали в честь "бабы Марты”. У всех указанных выше народов широко распространена в различных вариантах легенда о бабе Докии, бабе Марте, бабе Евдохе, в которой рассказывается о том, что она снимала каждый день по тулупу и становилось с каждым днем все теплее.

Чтобы ускорить приход весны, рано утром 1 марта хозяйка выносила кусок красной материи или красный пояс и подвешивала его к стрехе дома или бросала на крышу, "чтобы солнце светило ярче”. Красное висело до праздника 40 мучеников. Детям, девушкам повязывали красную и белую шерстяные ниточки "марта”, "mărţişor” на кисть, руку или шею. Матреницы полагалось носить до прилета первых птиц (ласточки или аиста), которые затем вешали на деревья или клали под камень. Через несколько дней смотрели, что под камнем: если муравьи – народится много ягнят, если черви – много жеребят, если божья коровка – много телят. Считали, что мартеницы обладают магической силой (средство против сглаза). Такие же мартеницы повязывали на шею домашним животным и ветви плодовых деревьев. В этот день тщательно подметали в доме пол и, выбрасывая мусор во двор, приговаривали: "март в дом, блохи вон”.

Аналогичные обычаи (с красной материей и красными ниточками) известны у народов Средней Азии (в праздник Нaвруз).

В основе дня "40 великомучеников” (9/22 марта), который в простонародье называется по-разному, также лежат обычаи и обряды, связанные с пробуждением природы, с началом весны и началом нового сельскохозяйственного года. Согласно народным воззрениям, "после этого дня погода становится значительно теплее”, т. е. 22 марта (день весеннего равноденствия) воспринимался как праздник победы весны над зимой. После этого дня начинали весенний сев, несмотря на капризы погоды.

Обрядность дня "40 мучеников” у народов Юго-Восточной Европы (болгар, народов бывшей Югославии, румын, молдован, гагаузов) состоит из двух основных компонентов: одаривание обрядовыми хлебами соседей и разжигание обрядовых огней. В этот день каждая хозяйка пекла сорок небольших калачиков в виде восьмерки, которые раздавала соседям, по два калачика, в честь "40 великомучеников” и в честь поминовения умерших.

Рано утром во дворе каждого дома, под деревом или возле калитки зажигали из "мусора” небольшой костер с целью "согреть землю”, через который перепрыгивали домочадцы. Считалось, что костры способствуют установлению теплой погоды и предохраняют виноградники от заморозков.

В обрядности дня "40 мучеников” отражаются древние воззрения, связанные с празднованием весеннего Нового Года, с инициальной магией (магией "первого дня”) и магическим числом 40. Считалось необходимым проделать в небольшом объеме все работы, которыми занимаешься в течение года: ткать, прясть, шить, а также посадить 40 кустов картошки, посеять понемногу от всех семян и т. д. Верили, что во всех работах, сделанных в день "40 мучеников”, будет сопутствовать удача в течение всего года, а для обеспечения себя здоровьем необходимо было выпить 40 стаканов (или капель) вина.

У гагаузов исполнялись и другие обрядовые действия, целью которых было "пробудить землю от сна” (постучать 40 раз длинной палкой по земле (с. Баурчи), связанные с культом предков и воззрениями об умирающей и воскресающей природе. В этот день совершали магические действия с топором, с целью "запугать” неплодоносящее дерево. (с. Баурчи, Бешалма).

Некоторое сходство дня 40 мучеников проявляется с обрядностью праздника "Навруз” (Ноуруз, Навроз — 21/22 марта), отмечаемого мусульманскими народами, как начало Нового Года. В основе легенд и обрядов, связанных с магическим числом 40, лежат дохристианские и домусульманские воззрения.

Праздник Благовещения "Blaguştene” (25 марта/7 апреля) считается одним из главных религиозных праздников. В этот день запрещены все виды работ. По своему значению этот праздник приравнивался к Пасхе. Согласно поверью, распространенному у многих европейских народов, даже прилетевшие птицы в этот день не вьют гнезд.

Основу данного праздника у гагаузов, как и у многих народов Балкано-Карпатского региона, составляют обрядовые огни, носившие очистительную функцию. Позднее обычай перепрыгивать через обрядовые огни трансформировался и стал восприниматься в сознании людей как средство избавления людей от блох. У гагаузов целью предотвращения появления чесотки у лошадей молодые парни перепрыгивали через костер верхом на лошадях. С другой стороны, у гагаузов и молдован проявляется связь обрядовых огней (в день 40 мучеников и Благовещения) с поминовение умерших, что связано с обычаем "согревания предков”, т. е. в них проявляются элементы культа умерших. У южных славян "мартовские огни” являлись частью обряда "изгнания змей”, в котором на первый план выдвигалась очистительная и предохранительная функции.
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (07.04.2010)
Просмотров: 989 | Теги: обычаи, гагаузы, весна, традиции, Благовещение, праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz