Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Ю

Ситуация в Советском Союзе, находившемся на грани экономического, да и политического краха, окончательно стала выходить из-под контроля с 1989 года. Советское государство было империей, которая держалась на военной силе, КГБ и прочем. «Как только эти рычаги ослабли, - отмечает руководитель Центра Европа-США Института Европы РАН Олег Гриневский («Коммерсант-Власть», 2005 г., № 9, стр. 40), - начался распад. Никто уже не контролировал ситуацию, и она разваливалась сама собой». «Советские войска из ГДР, - пишет бывший член политбюро ЦК КПСС А.Яковлев, - надо было выводить («Коммерсант-Власть», 2005, № 8, c. 44-46)». По его словам, решение об объединении Германии было принято на Политбюро ЦК КПСС. Он вспоминает: «Когда М.Горбачев в 1989 году выступил с речью в Берлине и ему кричали «Горби, Горби!», генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрик Хонеккер разозлился со страшной силой. Тогда все поняли, что ему конец. И мы сделали ставку на Эгона Кренца. СССР тогда в Германии потерпел страшное поражение, которое не ожидали даже его западные противники».


Из-под контроля КПСС и Советского правительства вышли сначала в Прибалтике, затем события перекинулась на Кавказ и в Молдавию. Здесь были созданы общественно-политические движения, ставившие своей целью не только защиту национальной культуры, языка, но и выход из состава СССР. В начале 1989 года произошли трагические события в Тбилиси. В январе 1991 года появились танки на улицах Вильнюса и Риги.

Одной из ведущих политических сил Молдавии стал Народный фронт, носивший мононациональный характер. В начале 1989 года (8 и 19 февраля) в Кишиневе состоялись первые несанкционированные митинги политического характера. 26 февраля 1989 года тысячи людей, не считаясь с запретом властей, собрались на площади перед зданием ЦК Компартии Молдавии. Они скандировали лозунги по языковой тематике. К собравшимся обратился первый секретарь ЦК КПМ С.К.Гроссу. Он напомнил, что ЦК КПМ, Президиум Верховного Совета МССР и правительство республики постоянно держат в центре внимания проблемы развития духовной жизни народа, стараясь найти наиболее эффективные формы решения возникающих вопросов. Однако участники митинга продолжали скандировать антиправительственные лозунги, освистывали милицию. Затем они вышли на проезжую часть проспекта Ленина, перекрыли движение транспорта, которое несколько часов было полностью парализовано. Позже также проходили многочисленные митинги. Многотысячный санкционированный митинг, например, состоялся 25 июня 1989 года на площади Победы молдавской столицы. Он был посвящен обсуждению последствий сталинской политики в судьбе молдавского народа. На площади тон задавали народные депутаты СССР И.Чобану, И.Хадыркэ, Л.Лари и другие.

«Из уст митингующих неслись такие лозунги: «Молдаване – коренные жители молдавской земли!», «Мы – дома!», «Суверенитет, язык, латинский алфавит!», «В 1812 году Бессарабию оторвали от тела Молдавии», «Руководство республики – из национальных кадров!», «Требуем легализации народного фронта!»», - писала газета «Советская Молдавия» (27 июня 1989 г.). В те дни будущий спикер парламента Думитру Моцпан в своем дневнике записал: «Народный фронт развел общество по разные стороны баррикады. Он открыто проводил националистическую политику, целью кoторой было разрушение национального единства, а на практике – и разъединение смешанных семей. Тактика Народного фронта по ходу развития политических событий в РМ менялась, как и названия Народный фронт, Христианско - демократический народный фронт, но идеология оставалсь прежней: объединение с Румынией и введение румынского языка в качестве государственного. Фигура председателя Верховного Совета Молдавской ССР Мирчи Снегура, бывшего секретаря ЦК КПМ по сельскому хозяйству, внушала нам полное доверие. Спохватились мы поздно, когда М. Снегур уже шел наповоду у фронтистов» (Думитру Моцпан, «Шипы и розы», Кишинев, 2005 г., стр. 22-24)».

Митинг 25 июня 1989 года сыграл большую роль в ускорении принятия закона о придании молдавскому языку статуса государственного и возвращении ему латинского алфавита. Подготовкой проекта закона занимались три комиссии Верховного Совета Молдавской ССР - Законодательных предположений, по народному образованию, науке и культуре, а также по вопросам межнациональных отношений и интернационального воспитания.

Членом последней комиссии был и автор этих строк (Ф.А.). 9 августа 1989 года мы завершили рассмотрение доработанных проектов Законов «О статусе государственного языка Молдавской ССР» и «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе народного обсуждения. В «Советской Молдавии» (11 августа 1989 г.) сегодня перечитываю свое выступление: «Предоставление молдавскому языку статуса государственного сразу не снимет всей остроты проблемы, так как никаким законом нельзя насильно заставить человека выучить тот или иной язык или широко его использовать. Но нужно без лишней поспешности, постепенно внедрять его в жизнь во всех сферах. Вопрос иначе не стоит. С принятием закона знание в той или иной степени государственного языка становится осознанной необходимостью всех граждан республики.

Языковая проблема в республике может быть решена только поэтапно. Особенно в той части, которая касается населения тех мест, где компактно проживают гагаузы и болгары. Главный принцип – гарантировать равноправие языков как следствие равноправия граждан независимо от их национальности. Ибо неравноправие рождает несправедливость, а несправедливость – внутреннюю напряженность, которая, в свою очередь, является в любом обществе признаком его слабости».

31 августа 1989 года оба эти закона были приняты. Молдавский (румынский) язык получил статус государственного языка. Ему была возвращена латинская графика. В этом законе впервые официально нашло отражение положение «о реальности молдавско-румынской языковой идентичности». В статье 70-й Закона говорилось: «Молдавская ССР обеспечивает охрану и развитие языка гагаузской народности, большая часть которой проживает на территории республики. Молдавская ССР обеспечивает на своей территории условия для развития и использования русского языка как языка межнационального общения в СССР, а также языков населения других национальностей». Принятые законодательные акты в определенной степени способствовали снятию напряженности в обществе, но не полностью. Негативные процессы, происходившие в целом в СССР, продолжали оказывать серьезное влияние и на политическую жизнь Молдавии.

В противовес Народному фронту в Молдавии было создано другое общественно-политическое интернациональное движение - «Единство», в состав которого входили представители так называемого русскоязычного населения. «С момента образования,- говорилось в открытом письме инициативной группы движения прокурору Молдавской ССР Н.К.Демиденко («Советская Молдавия», 28 апреля 1989 г.), - интердвижение «Единство» провозгласило основным принципом своей деятельности интернационализм, основной своей целью – укрепление дружбы и братства между народами нашей страны и всего Советского Союза». В документе далее говорилось: «Мы приветствуем процесс, разделяем озабоченность молдавского народа судьбой своего языка, своей культуры. Мы готовы всеми силами содействовать молдавскому народу в решении этих вопросов. …Однако интердвижение «Единство» не может согласиться с тем, что порой все беды, постигшие сегодня нашу экономику, сферу культуры, науки, образования и так далее, приписываются одной нации, ставятся в вину одному народу. На пользу консолидации всех сил общества не пошли бы и попытки возложить на какую-то нацию ответственность за то, что культура гагаузов и болгар, экономика юга республики находятся на уровне позавчерашнего дня».

Неизбежный процесс национального возрождения (точнее рождения), естественно, охватил и гагаузский народ. В конце 80 – начале 90-х годов ХХ века среди молодой гагаузской интеллигенции он протекал более бурно, чем молдавской. Объясняется это тем, что у гагаузов было гораздо больше десятилетиями не решающихся социально-экономических и культурных проблем. При решении всех, без исключения, вопросов к гагаузским и болгарским районам власти подходили по принципу: «а что останется, туда и направим». Особенно болезненно гагаузами воспринималась несправедливость в вопросах подготовки кадров с высшим образованием и выдвижении их на высокие государственные посты. Это привело к тому, что долгие годы в республике, по сути, не было гагаузской интеллигенции. Политически это означало, что этот народ не имел основных выразителей своих национальных интересов, какими у всех народов являются представители интеллигенции. Шел медленный, но неизбежный процесс разрушения этногенеза гагаузов, умело направляемый какими-то невидимыми силами. Деформировались традиции гагаузского народа, питающие не только его национальное самосознание, но и всю суть его жизни, быта и культуры.

Уже казалось, что ничего не сохранилось от предков гагаузов, отличающего их от молдаван, болгар, русских, украинцев и т.д. «Долгое время,- отмечала молдавский историк гагаузской национальности М.В.Маруневич, - все наши проблемы умалчивались, загонялись вглубь и, прибегнув к звучным словосочетаниям «наша многонациональная семья», «равная среди равных», «многонациональный юг» и другим, многие люди начинали верить в политически безупречный фасад общественного благополучия» («Ленинское слово», Комрат, 21 ноября 1989 г.). Власти никак не могли сделать выбор в пользу вселенской и трезвой правды и постоянно блефовали. Они не понимали и не принимали спасительную истину, что любая цивилизованная и демократическая страна управляется справедливостью, которая и создает спокойствие в обществе.

На протяжении многих десятилетий открыто игнорировалось дело развития культуры гагаузов. Этот более двухсоттысячный народ, проживающий главным образом в Молдове и Украине, почти ничего не знал о своей истории. Естественно, подобная «забывчивость», культивируемая сверху, грозила гагаузам невосполнимыми нравственными потерями, а, в конечном счете, исчезновением самого этнонима. Когда читаешь «Историю Молдавской ССР», энциклопедический справочник «Молдавская Советская Социалистическая Республика» или «Очерки истории коммунистической партии Молдовы», печально (и в какой – то степени зло) думаешь: да эти же опусы написаны людьми, которые абсолютно игнорировали реальность молдавского общества! На их страницах, читатель, вы не найдете ничего об истории гагаузского народа. Впрочем, как и об истории болгар. А между тем и гагаузский народ, являющийся частью народа Молдовы, принимал участие во всех исторических событиях прошедших эпох, имевших место на этой общей земле, оставив в ней свой национальный след. Он также имеет своих героев, которыми по праву гордится. Перелистайте архивные материалы минувших десятилетий, вы непременно найдете активных научных и общественных деятелей с гагаузскими фамилиями.

Напомним лишь некоторые эпизоды жизни гагаузского народа в течение последнего столетия. Гагаузы, как и болгары, также принимали активное участие в первой русской революции. В 1906 году восставшие крестьяне провозгласили Комратскую республику. В годы первой мировой войны значительная часть мужского населения гагаузских населенных пунктов оказалась в окопах или привлекалась на строительство военных дорог. «Яркий тому пример, - пишет гагаузский писатель С.С.Булгар, - Аккерманский уезд. 26 процентов его населения составляли гагаузы и болгары. В армию из этого уезда было мобилизовано 33 тысячи мужчин, а 20 тысяч человек были взяты для строительства оборонительных сооружений, из них 5898 человек возчиками. Для нужд армии было взято свыше 5500 лошадей».

Немногие знают, например, что Д.И. Чадырян из села Дезгинжа Комратской волости Бендерского уезда служил в Волынском резервном полку, участвовал в штурме Зимнего дворца. Другой сын Буджака – Ф.Пиогло из Комрата - был среди восставших матросов миноносца «Зоркий». В Совет солдатских депутатов в 1917 году избирался крестьянский парень из села Этулия Вулканештского района С.В.Чакир. Имел звание офицера царской армии выходец из Вулканешть И. Филиппов. Став деятельным членом РСДРП, он вел активную агитационную работу на Румынском фронте. Его фамилия фигурирует в различных документах того времени.

Активными участниками гражданской войны были Петр Семенович Генов и его сестра Елена, оба родом из Чадыр-Лунги. П.С.Генова призвали в царскую армию в 1915 году и отправили на турецкий фронт в Закавказье. Вернулся солдат домой в 1918 году. В первые же дни, когда началась оккупация Бессарабии, он ушел за Днестр и поступил рядовым в караульную дружину, став позже командиром роты Первого Бессарабского полка 45-й дивизии. В 1922 году П.С.Генов работал сначала инструктором Тираспольского уездного Ревкома, а затем в том же году был направлен на работу в ВЧК. В том же отделе ВЧК работала и его сестра – Елена. После учебы на рабфаке Одесского сельскохозяйственного института (1922-1925 г.г.) П.С.Генов стал студентом Московского института востоковедения. Работал в Москве в тресте «Экспортлес».

Московский институт востоковедения закончила и Елена Семеновна Генова. Несколько лет она работала в Саудовской Аравии в городе Джидда. В период 1936-1938 годы служила в Батуми переводчиком 37-го пограничного отряда. Позже Е.С.Генова преподавала турецкий язык в Московском институте востоковедения, заведовала кафедрой турецкого языка в Высшей школе НКВД. После войны (1941-1945 гг.) она вернулась в Чадыр-Лунгу. Была избрана депутатом районного совета, работала директором библиотеки. Как рецензент, в 1957 году онапринимала участие в разработке гагаузской письменности. Была награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Ее брат – Георгий в 1927 году вместе с двумя бессарабскими солдатами сбежал из румынской армии и перешел за Днестр. Позже, как отмечалось, в Москве стал активным членом «Общества бессарабцев в СССР», основанного 4 мая 1924 года. Другой наш земляк Николай Иванович Тукан, также выходец из Чадыр-Лунги, был начальником ВЧК Витебской губернии. В 1924 году он был направлен на работу в Сибирский военный округ, был прокурором Военного трибунала. Его сын Петр Николаевич закончил службу в Главном штабе Военно-Морских сил СССР, имел звание капитана первого ранга. О деятельности этих и многих других гагаузов, или хотя бы некоторых из них, вы ничего не найдете в опусах молдавских советских историков. Почему? Почему?

И сейчас многие лидеры РМ никак не могут понять, что силу молдавского общества питает справедливость, которая является истиной в действии. Никакое общество не может быть стабильным, жизнь в нем не может быть безопасной, если его граждане не имеют общих предпочтений, склонностей и убеждений. В этих условиях, естественно, и речи не может быть о консолидации различных сил молдавского общества. На это не способно было советское руководство накануне развала СССР. К сожалению, эти промахи допускало и допускает руководство Республики Молдова, которое при решении социально-экономических и политических вопросов опирается на кого угодно (Вашингтон, Москву, Бухарест, Брюссель), но только не на единство своего народа. Правда, это единство им еще надо создавать. «Что же касается несправедливости, - писал французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960 г.г.), - то с нею либо сотрудничают, либо сражаются». Гордый народ, конечно, выбирает второй путь. Самое страшное, что на фоне дикой неправды прорастал правовой и политический нигилизм самих гагаузов. В конце 80 – начале 90-х годов это все отчетливее стала понимать гагаузская интеллигенция, подогреваемая событиями в Кишиневе и столицах других бывших республик СССР.


Исключение молдавского (румынского) языка из экономического, финансового, технического обращения, а также системы государственного управления постоянно усиливало чувство национального ущемления молдаван, питало скрытое и открытое их возмущение властями. Судите сами: в столице молдавские детские садики можно было перечислить по пальцам одной руки. Здесь работали только две молдавские школы. К концу 90-х годов наиболее активная часть творческой интеллигенции, педагогических кадров, врачей молдавской национальности стали объединяться в различные «неформальные» общественные движения. В первое время особо активной общественной структурой был Литерутарно-музыкальный клуб «Алексей Матеевич» (Алексей Матеевич (1888-1917 гг.) – молдавский поэт, автор стихотворения «Limba noastră» («Наш язык»), слова которого стали впоследствии гимном Республики Молдова).

На его воскресных мероприятиях, охватывавших все больше и больше людей, громко звучало требование придать молдавскому языку статус государственного языка. Призывы «Демократического движения в поддержку перестройки», созданного в 1988 г., соответствовали национальным стремлениям молдаван, поэтому их поддерживало подавляющее большинство молдавского населения. Среди провозглашенных его лидерами лозунгов были: «Объединяйтесь, молдоване!», «Молдавский язык – язык государственный!». На общем собрании Академии Наук МССР, состоявшемся 12 мая 1989 года, ученые главного научного центра республики абсолютным большинством голосов высказались за декретирование молдавского языка государственным языком («Молдова сочиалистэ», 17 мая 1989 г.). Это соответствовало единому стремлению и давнему желанию народа, давшего название такому государственному образованию, как Молдавская ССР. Правда, если бы на этом научном форуме молдавские ученые четко высказались за определение статусов русского и других языков, используемых на территории Молдавской ССР, возможно, многие негативные моменты в жизни общества в последующем удалось бы предотвратить.

Все, что делал в столице Народный фронт Молдавии, в составе которого было немало радикально настроенных людей молдавской национальности, стало повторять в Комрате движение «Гагауз халкы» («Гагаузский народ»). Его создали представители гагаузской творческой интеллигенции весной 1988 года, как дискуссионный клуб, заседания которого проходили в различных селах Гагаузии. А как народное движение «Гагауз халкы» было зарегистрировано постановлением Совета Министров Молдавской ССР 26 октября 1989 года. На его заседаниях рассматривались различные вопросы развития культуры, языка, истории гагаузов. Так, например, первое заседание дискуссионного клуба «Гагауз халкы» было посвящено истории переселения гагаузов и болгар из Болгарии в Бессарабию. Перед аудиторией, собравшей достаточно большое количество людей, с докладом выступил доктор исторических наук И.А.Анцупов.

Однако дискуссионный клуб «Гагауз халкы», как и народный фронт Молдавии, постепенно стал принимать все более и более политический характер. Возникает вопрос - можно ли было избежать этого? Думается, что нет. Его появление на политической сцене гагаузского общества следует расценить как живой отклик на веление времени. Как дерево, которому суждено гордо прорастать ввысь не может избежать плохой погоды и бурь, так и молдавское общество в целом накануне развала СССР и сразу после него не могло не пройти через этот этап. В условиях многонационального состава страны, писала группа гагаузских интеллигентов в комратской районной газете «Ленинское слово» (26 января 1989 г.), нерешенные или неверно решаемые экономические и социальные противоречия отражаются на межнациональных отношениях. В этой ситуации гагаузская интеллигенция заняла правильную позицию. Как духовный наставник своего народа, она обязана была заявить о себе, дабы самоопределиться в равноправии с интеллигенцией других народов.

Отметим, что в центре внимания участников третьего заседания клуба «Гагауз халкы», состоявшегося в Доме культуры села Бешалма и посвященного 55-летию гагаузского писателя Д.Кара-Чобана, особенно остро стояли вопросы развития гагаузского языка и культуры, написания и изучения его истории. Началом всего нравственного в человеке, отмечали участники заседания клуба, являются уважительное его отношение к языку своего народа, его культуре, истории, знание своих предков. Казалось бы, что власти Молдовы прислушаются к голосу гагаузского народа и внесут оперативные коррективы в свою практическую деятельность, направленную на исправление допускаемых ими губительных для целого этноса ошибок политического и морального характера. Многие гагаузские интеллигенты открыто ставили вопрос о дискриминации своего народа.

«Я, член клуба «Гагауз халкы», - писал в газете «Ленинское слово» (7 января 1989 г.) И.И.Пометко, - утверждаю, что все проблемы, которые пытается решать гагаузский народ, объективны. Мы стараемся опираться на цифры и факты. По многим вопросам южные районы, где проживают в основном гагаузы и болгары, как и город Комрат, в годы застоя были ущемлены, не получили равнозначного с северными районами республики социально-экономического развития».

В те годы недобрую услугу своему народу оказывала часть политической элиты гагаузов. Многие партийные руководители – гагаузы не использовали свое положение, чтобы прямо и открыто ставить наболевшие вопросы. Они своим бездействием, по сути дела, потакали властям в Кишиневе, вели себя как глухие и слепые к нуждам своего народа. Для них главным было сохранить свои посты, став тенью тогдашних партийных вождей. Более того, они нередко сами выступали организаторами разоблачений деятельности движения «Гагауз халкы», рассматривая его как «орудие распространения гагаузского национализма». Характерно в этом отношении заявление некого П.А.Петровича, опубликованное в комратской газете «Ленинское слово» (7 января 1989 г.). По его словам, «Гагауз халкы» вел «вредную для нашего общества политику», поэтому он выступал против этого движения, «раздувающего националистические страсти».

Для устрашения лидеров «Гагауз халкы» местные партийные органы Гагаузии, как и республики в целом, нередко подключали и прокуроров. 27 декабря 1988 года газета «Ленинское слово» публикует статью прокурора Комратского района Д.Пульбера, которая называлась «Ржа железо точит». Под ржавчиной автор, естественно, подразумевал деятельность движения «Гагауз халкы», покрывавшего «коростой» (гнойными струпьями) металл, что по его словам рано или поздно приводит к полному его уничтожению. «Считаю, - писал он, - что в трудовых коллективах, партийных организациях должны давать серьезную партийную оценку действиям коммунистов, допускающих проявления нездоровых национальных устремлений, национального эгоизма». «…Ржавчина, которая попадает в души людей, сидящих на заседаниях «Гагауз халкы» (а среди них немало молодых), …эти незрелые выводы и умозаключения разъедают сознание, приносят вред нашей интернациональной политике, сеют вражду и недоверие между представителями различных национальностей, живущих на территории нашего района», - утверждал прокурор.

Судя по фразеологии статьи прокурора, в которой чаще всего звучало слово «требую», блюститель законов хотел бы, чтобы целый этнос не выдвигал своих законных требований, а и впредь стоял коленопреклоненно, слепо выполняя предначертания партии. Он, видимо, забыл (а, может быть, и не знал!) совет римских юристов, утверждавших, что «нет закона святее врожденных чувств человека, как и нет власти сильнее любви и приверженности к справедливости». Да, правы были те мудрецы, которые считали, что фортуна всегда с лучшими и умными людьми. В условиях тогдашней Молдовы вопрос стоял в том, что в отличие от лидеров бывших прибалтийских республик молдавское руководство показало себя плохим учеником жизни. За все годы независимости Молдовы ни одному из ее президентов ничего серьезного в области внутренней и внешней политики не посчастливилось сделать. Почему?

Власти за все это время не отражали (и не отражают пока) мнений, настроений и чаяний той большей части социальной базы страны, которая за них голосовала. Их слова постоянно расходятся с конкретными делами. Но если они и впредь будут игнорировать благородные и искренние чувства людей, то процесс эрозии государственных устоев рано или поздно станет явным и, естественно, захватит, прежде всего, саму власть.

В 1989 году в Чадыр-Лунге было создано общественное движение «Бирлик» («Единство»), а в Вулканештах – «Ватан» («Родина»). В первое время их деятельность была направлена на объединение жителей районов для решения острых вопросов межнациональных отношений, а также противодействия некоторым «ультрапатриотическим силам» мононационального характера, начавшим действовать весьма активно на политической арене еще до распада Советского Союза. В их лице гагаузы и другие этносы увидели потенциальную угрозу своей этнической идентичности. Членами движений «Бирлик» и «Ватан» стали также люди разных национальностей Буджака – гагаузы и болгары, молдаване и русские, украинцы и евреи. Их политическому сплочению способствовали необдуманные заявления некоторых членов кишиневского клуба имени Алексея Матеевича (1888-1917 г.г.). На митингах они все чаще стали использовать терминологию прибалтийских ультранационалистов, называя немолдавское население Молдовы «мигрантами», «колонистами», а русских – «оккупантами». «Всех их, - писала районная газета «Знамя» (25 мая 1989 г.), - консолидировала единая платформа, которая предполагала, что если речь пойдет о придании молдавскому языку статуса государственного, тогда такой же статус следует придать и русскому языку». «В противном случае, - утверждали участники митинга по случаю организации движения «Бирлик» в Чадыр-Лунге, - мы будем требовать создания на юге автономии, в которой русскому языку будет придан статус государственного языка». Заметим, что об этом говорилось за три месяца до принятия закона о придании молдавскому языку статуса государственного (31 августа 1989 г.).

Активистам «Гагауз халкы», «Бирлик» и «Ватан», как и гагаузам в целом, пришлось серьезно потрудиться в течение всего 1989 года. Именно тогда были заложены первые крупные «политические камни» в фундамент будущего гагаузского общества. Об этом я могу утверждать с полной уверенностью (Ф.А.). По должности директора Молдавского информационного агентства Совета Министров Молдавской ССР (1983- 1991 гг.) мне приходилось присутствовать на заседаниях бюро ЦК Компартии Молдавии, а с 1985 по 1998 годы, как депутату, - работать над всеми документами, касавшимися национальных меньшинств. Из разных источников я располагал довольно разнообразной и обширной информацией о процессах, происходивших в Москве и, естественно, в Молдавии. У меня были очень хорошие отношения с председателем КГБ Молдавской ССР Г.М.Волковым, с которым мы часто по утрам до работы прогуливались в парке. При необходимости, я советовался с ним по острым вопросам. Оставалось только проанализировать информацию и решить, что давать в печать, а что оставить в личном архиве для лучших времен. Он был консультантом двух документальных фильмов, сценарии к которым были написаны мною. В процессе их создания с ним было легко работать. Мне трудно судить, каким человеком был Г.М.Волков в коллективе, довольно закрытом по трем временам, но при обсуждении на бюро ЦК Компартии Молдавии вопросов, касавшихся «взаимоотношений» его работников с отдельными советскими гражданами, он проявлял сдержанность и рассудительность. Г.М.Волков не позволял некоторым не в меру ретивым членам бюро перекладывать свою работу на плечи молдавских чекистов. Он прямо говорил: «Это дело партийных и советских, а не репрессивных органов. Вот вы (он называл фамилию члена или кандидата в члены бюро) и займитесь им».


1989-й год продолжал сотрясать не только молдавскую столицу, но и Комрат, Чадыр-Лунгу и Вулканешты. Заметим, что о существовании этих гагаузских населенных пунктов до того времени за рубежом толком и не знали. Один за другим на юге проходили митинги. Их организаторы, в отличие от лидеров Народного фронта, старались получать разрешение (и получали «добро») на проведение своих мероприятий. Сама общественно-политическая обстановка в республике способствовала расширению активности движений «Гагауз халкы», «Бирлик» и «Ватан». В Молдавии, как и в Советском Союзе в целом, в самом разгаре была предвыборная кампания по выборам народных депутатов СССР, назначенным на 29 марта 1989 года. Жителям Чадыр-Лунги надолго запомнился день 12 февраля 1989 года. Тогда в «Зеленом театре» города состоялось многотысячное собрание трудовых коллективов Чадыр-Лунгского района, представлявших собой типичную гагаузско-болгарскую среду. По подсчетам профессора М.Н.Губогло, удельный вес гагаузов составлял здесь 53,7 процента, болгар –29,8 процента, а русских – 6 процентов. Участники многолюдного митинга в Чадыр-Лунге живо обсуждали не только вопросы функционирования языков на терртории Молдавской ССР и, естественно, судьбу развития гагаузского языка, но и причины социально-экономической и культурной отсталости гагаузов, болгар и представителей других этносов, проживающих в Буджаке. На собрании выступили и лидеры движения «Гагауз халкы» и «Ватан», что свидетельствовало о начале координации их практической деятельности. Отметим, что на этом форуме политические вопросы обсуждались довольно открыто и без страха перед властями, все больше и больше терявшими свою социальную опору, в частности, в лице национальных меньшинств.

Процессы, происходившие в Буджаке, анализировали не только в Верховном Совете МССР, но в ЦК КПМ. Складывалось впечатление, что ответственные работники разных отделов ЦК соревнуются между собой в желании дать оценку положению дел в гагаузских селах. Так, заместитель заведующего идеологическим отделом А.Мироник в своей записке на имя руководства ЦК КПМ писала: «Анализируя результаты прошедших встреч в Комратском и Чадыр-Лунгском районах (по состоянию на 5 апреля 1989 г.), следует подчеркнуть твердость и последовательность в отстаивании своих позиций со стороны делегаций «Гагауз халкы» и «Единство» по вопросам создания Гагаузской АССР, или гагаузско-болгарской АССР. Поддержку и понимание в этом они находят со стороны партийных и советских органов районов, партийного актива. Это подтвердил актив Комрата, в котором приняли участие более 260 человек» (партархив, фонд 51, опись 74, дело 79, стр.141-143). А вот что писал в те дни ответственный организатор отдела организационно-партийной и кадровой работы ЦК КПМ Н.Бахеркин - позже первый секретарь Чадыр-Лунгского райкома партии - на имя второго секретаря ЦК КПМ В.Пшеничникова: «Гагаузская интеллигенция увязывает решение социально-экономических и духовных проблем народа с необходимостью создания своего национального образования в составе Молдавской ССР. Эта идея, пропагандируемая народным движением «Гагауз халкы», глубоко проникла в сознание населения и активно им поддерживается». Далее в записке отмечалось, что «стремление к самоопределению гагаузов вселяет в них уверенность в завтрашнем дне». В программе и уставе народного движения «Гагауз халкы» выдвинут единый тезис - добиться самоопределения гагаузов в составе автономной гагаузской республики и ничего другого. Думается, такие требования не совсем обоснованы. Территория, о которой речь идет, имеет смешанный национальный состав, отмечалось в документе (партархив, фонд 51, опись 73, дело 139, с.13-15).

Прошло немногим более двух месяцев и 16 апреля 1989 года в Чадыр-Лунге состоялось новое многотысячное собрание представителей трудовых коллективов района. На нем была обсуждена и принята подавляющим большинством участников программа интернационального движения «Единство», имевшего к тому времени сильное влияние на гагаузскую общественность. И объяснялось это тем, что его лидеры во всю эксплуатировали политический лозунг, который сводился к тому, что «единственно правильным решеним всех социально-экономических, этнополитических и этнокультурных проблем населения Буджака может быть создание Гагаузско-Болгарской Автономной Советской Социалистической Республики». А в принятой резолюции собрания, как писала районная газета «Знамя» (24 апреля 1989 г.), говорилось, что участники форума «считают единственно верным и приемлемым в Молдавии русско-молдавское двуязычие, проведение регионального собрания представителей южных районов республики в мае 1989 г. для разработки и принятия единой программы действий по созданию автономной республики».

Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (27.10.2010)
Просмотров: 47574 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
7  
For advanced technical issues, CMU still has you covered! Unfortunately, the Help ... Repair charges are billed to your CMU account - no need for cash! ResNet ... п»ї620011 http://pay-day-loanscom.pro/#774322 national payday review http://pay-day-loanscom.pro/#238792 - pay-day-loanscom.pro payday express omaha ne The infantry was advancing so swiftly that it was impossible to fire from these ...... exchanged hands as team advocates backed their favorites with cold cash.

6  
п»їae04 http://bestdoxycycline.net/#gq16 doxycycline expiration http://bestdoxycycline.net/#yj59 - www.bestdoxycycline.net alcohol doxycycline

5  
u86n http://akamagrauk.co.uk/#qe31 dosage kamagra online http://akamagrauk.co.uk/#ws33 - kamagra review kamagra kaufen

4  
En achetant le Viagra en France: http://genviagrafrance.com/#5517 - pas cher viagra en ligne. C’est le Viagra qui est un medicament destine a ameliorer l’afflux sanguin aux arteres de penis et garantit la rigidite penienne.

3  
Need some cures for ear infection. Please tell what to take?

2  
http://www.flashshed.com zombies game.com o67gvRcc2121dJ7K5614542N

1  
Back in school, I'm doing so much laenrnig.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz