Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Автономия в переводе с греческого языка означает сам (autos) и закон (nomos). В политическом и правовом значении - это форма самоуправления части территории унитарного или федеративного государства. Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных законодательным органом центральной власти. В этих рамках население автономной единицы пользуется правами самоуправления, обычно более широкими, чем права административно-территориальных единиц. Выборный орган автономного образования представляет специфические интересы его населения.

В странах Запада автономия представляет собой определенную форму децентрализации государственного управления отдельными территориями. В Великобритании некоторые черты автономии носят режимы в Шотландии и Уэльсе. В Испании автономные области имеют свои парламенты, которые решают вопросы здравоохранения, культуры, образования, экономики. Автономия субъектов Российской Федерации, как отмечается в статье 73 Конституции России, одновременно преследует цели, как собственного самостоятельного развития, так и соблюдения общегосударственных интересов. Она позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы, предполагая ответственность за положение дел в Федерации.

К созданию автономии гагаузский народ шел не один год. Он, как и народы всего мира, пережил «холодную войну», которую объявил премьер - министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965 г.г.), выступая в Фултоне (США); политическую оттепель, провозглашенную первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым на ХХ съезде партии (1956 г.); перестройку (1985-1991 гг.) – детище Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Ему и суждено было прекратить «холодную войну» незадолго до распада СССР.

Многие историки задаются головоломным вопросом: был ли обречен на развал Советский Союз? Они же дают на него отрицательный ответ. «Фатально не хватило реализма и элементарного ума у высших лидеров и в самой политической системе»,- отмечает главный редактор журнала «Международная жизнь» (2005 г., № 5, стр. 22) Б.Д. Пядышев. - Не думаю, что с середины 1970-х годов невозможно было начать эволюционное движение, прежде всего, к немилитаристскому государству, достаточно либеральному, открытому общественному устройству». Автор считает, что важно было постепенно сближаться с западным миром, доказавшим свое экономическое и политическое здоровье. Характерно, что тенденции к этому в то время уже ясно просматривались.

Однако лидеры СССР и его многонациональный народ, не позволившие врагу взять верх над собой на поле брани Великой Отечественной войны, отправили в небытие великую державу своим неумением сохранить ее. Апрель 1985 года для советского политического календаря сопоставим с Октябрем 1917-го, но с обратным знаком. Новый стратегический курс, провозглашенный М.С. Горбачевым, и, приведший, в конечном счете, к падению Советского Союза, не только изменил облик Российской Федерации и других союзных республик, но и ход мировой истории в целом. Естественно, сам автор перестройки, затевая ее, не мог этого предвидеть. Не догадывалась об этом и партийная номенклатура, собравшаяся 23 апреля 1985 года на пленум ЦК КПСС, где с докладом выступил М.С. Горбачев. В странах постсоветского пространства все еще с ностальгической грустью вспоминают доперестроечное время. По утверждению еженедельника «Эхо планеты» (2005 г., № 13, стр. 12-14), в России, например, такие люди составляют свыше 35 процентов населения страны.

Катаклизмы в Советском Союзе, завершившиеся его мирным развалом, показали, что первая в мире страна «развитого социализма» была в то время дряхлеющим милитаристским колосом на глиняных ногах. Им, как известно, долгие годы управляли одни геронтократы. Более старых правителей, не считая некоторых лидеров КНР, в мире уже не было. Пятидесятичетырехлетний динамичный и улыбчивый М.С. Горбачев, избранный 15 марта 1985 года новым генеральным секретарем ЦК КПСС, в сравнении со своими предшественниками казался просто юношей. Однако отмечает «Эхо планеты», по своим человеческим возможностям М.С. Горбачеву оказалась не по силам миссия, которая волею судьбы легла на его плечи. Практика и, в особенности, путч 19 августа 1991 года, показали это. Впрочем, вряд ли кто-нибудь другой мог бы изменить уже сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. «Для этого, - утверждал позже Горбачев, - нужно было преобразовать КПСС, сделав ее партией социал-демократического типа». По его утверждению, именно партийная номенклатура была «тормозом» в перестроечных процессах. Слишком поздно он задумался о необходимости реформирования СССР, децентрализации власти и передаче ее союзным республикам. Понял важность соблюдения национальных интересов, налаживания эффективного механизма качественно новой системы взаимоотношений Центра с республиками. В союзных республиках Горбачев нашел бы свою главную поддержку в борьбе с партийной номенклатурой. К числу его просчетов относится и то, что он в первые годы своего правления не отправил в отставку сотни четыре генералов – ястребов из рядов армии и КГБ.

Чего стоили издержки перестройки Горбачева и попытка ее насильственной отмены определенными силами в СССР - всем хорошо известно. Но нельзя отрицать и то, что Горбачев дал советским людям свободу, которой граждане бывших советских республик и их лидеры воспользовались, похоже, не самым лучшим образом. Человеческую мудрость он проявил в том, что по собственной воле отказался от абсолютной власти, которая десятилетиями принадлежала в советской иерархии генеральному секретарю. Многие западные наблюдатели считают, что если бы вместо него был Б. Ельцин, то он бы держался за власть до конца.

Но справедливости ради отметим: самый страшный удар по М.Горбачеву и его стратегическому курсу нанес не Б. Ельцин, а заговорщики из ГКЧП. 9 августа 1991 года - за двое суток до подписания девятью союзными республиками договора о реформировании Союза (хотя бы и на конфедеративной основе) - они выступили против Горбачева. Даже многие западные исследователи считают, что при всех сложностях политического характера одномоментного распада огромной многонациональной державы можно было избежать. Однако тогдашние лидеры России, Украины и Белоруссии, пренебрежительно отвернувшиеся от остальных советских республик, избрали другой вариант. 8 декабря 1991 года в Беловежье (Белоруссия) Ельцин, Кравчук и Шушкевич разделались с Советским Союзом за сутки, действуя по предельно упрощенной схеме.

Резали по живому, не задумываясь о последствиях своего политического шага для десятков миллионов человек. Проблемы стали обнаруживаться позже. Виктор Черномырдин, бывший российский премьер, человек во всех вопросах хорошо информированный, в интервью еженедельнику «Эхо планеты» высказал любопытную мысль. По его словам, если бы в Беловежье Б.Ельцин поставил вопрос о возвращении России Крыма, Л.Кравчук, в ту пору президент Украины, дал бы на это согласие, не раздумывая. Но сегодня в независимых государствах на постсоветском пространстве никто из лидеров не может сделать бывших советских граждан особенно счастливыми.

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию России 25 апреля 2005 года обрисовал отнюдь не вдохновляющий итог. «Крушение Советского Союза, - подчеркнул В.В. Путин,- было крупнейшей геополитической катастрофой века.- Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию». Конечно, последствия развала Советского Союза для народов, проживавших когда-то под одной крышей, все еще требуют от историков серьезного осмысления, а от лидеров независимых государств - умных действий в новых исторических условиях с учетом реальных возможностей их стран.

Это особенно важно при разработке и осуществлении ими внешней политики. «Чтобы не попасть в ад, нужно тщательно изучать дорогу, ведущую туда», - советовал вождям итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). В наши дни его совет особенно ценен для молдавских лидеров, допускающих ошибку за ошибкой во внешней политике, шарахающихся из стороны в сторону в поисках своей отрадной, счастливой звезды то на Востоке, то на Западе. Пока правители республики ведут такую необдуманную внешнюю политику, нам не следует ждать яркого и благородного света печальной звезды Молдовы. Правительство, которое не думает о будущем, таковым не является.

Республике Молдова и ее руководству надо четко определиться, кто мы и где мы находимся. И в соответствии с этим себя вести. Иначе страна, не окрепшая ни политически, ни экономически, может оказаться в такой же ситуации, как и Советский Союз накануне своего развала. Власти окончательно запутались в делах, которыми занимаются. Они хотят ЧТО-ТО улучшить, но не имеют четкого представления о том, ЧТО именно и КАК это нужно сделать. Что совсем не удивительно при отсутствии кадров-профессионалов в руководстве страной и четкой стратегии политических действий во внутренней и внешней политике. На каком-то этапе это обязательно станет причиной окончательного провала. Это произойдет, как только обманутые пенсионеры, на которых сегодня делается основная ставка на выборах, начнут вдвое, а то и больше платить за газ, электроэнергию и т.д. Тогда ПКРМ также перестанет быть «обручем» на пороховой бочке, позволяющим лидерам держаться у власти. Ложь, рано или поздно, всегда мстит за себя – таков неписаный закон политики.

Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (27.10.2010)
Просмотров: 3932 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Hello! Just want to say thank you for this interesting article! =) Peace, Joy.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz