Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
В результате длительного совместного проживания и общности исторических судеб у гагаузов и болгар сложились сходные черты в культуре. Вместе с тем существует и ряд различий. В данной статье предпринимается попытка на примере детской одежды рассмотреть общее и особенное в традициях обоих народов. Основное внимание будет уделяться тому, как одевали детей от рождения до совершеннолетия. Кроме того, ставится цель исследовать сходства и различия в терминологии детской одежды, а также обычаи и обряды, связанные с этим элементом культуры.

Тема детской одежды гагаузов и Болгар изучена крайне мало. Некоторые упоминания о детской одежде гагаузов содержатся в монографии М. В. Маруневич (Маруневич, 1988, 145-146). Данный вопрос исследуется в одной из статей Е. С. Банковой (Банкова, 1999). Обрядовой погребальной одежде болгар Молдовы посвящены две работы этого же автора (Банкова, 2000, 87-89; она же, 2002, 100-104). При написании настоящей статьи мы опирались на труд Н. С. Державина (Державин, 1914), а также на фундаментальные мо-нографии болгарских этнографов (Вакарелски, 1974; Етнография на Бълга-рия, 1983).

Наше исследование основывается на полевых материалах, собранных автором в болгарских (Кортен, Твардица, Валя-Пержей) и гагаузских Комрат, Чадыр-Лунга, Томай) населенных пунктах Молдовы. Данные материалы вводятся в научный оборот впервые.

Детский костюм является важным элементом материальной культуры и отражает этнические, социальные и эстетические представления каждого народа о традиционном костюме. Одежда для детей, как у болгар, так и у гагаузов изготовлялась из того же сырья, что и одежда для взрослых - из на-ту¬ральных материалов животного и растительного происхождения: шерсти, льна, хлопка, конопли, шкурок животных, реже - из натурального шелка.
Ребенок считался одетым, когда на него надевали первую рубашечку (болг. "ризка", гаг. "gölmecik"). Ее шили из спе¬циальной ткани, которую приносила в церковь крестная мать. Как правило, эта ткань была белого цве-та и называлась у болгар "миро" или "крижма", у гагаузов - "miru bezi", реже " krıcma". В разных селах брали материю разной длины и шили из нее рубашечку для ребенка, а иногда и нижнюю рубашку для матери. У гагаузов существует поверье, согласно которому после смерти, когда человек пред-стает перед Божьим судом, его крестник с помощью этого куска ткани будет его перетягивать в сторону рая. По традиции, у обоих этносов эту рубашечку шили незамедлительно, сразу после крещения младенца и одевали поско-рее, так как из-за высокой в те годы детской смертности боялись, что ребенок может умереть и уйти на тот свет голым, неодетым и не крещенным. По этой же причине торопились с крещением. Обычно новорожденного старались окрестить в течение первых двух недель после появления на свет.

Крой рубашечки был весьма прост: ткань складывали вдвое, вырезали отверстие для головы, переднее полотно слегка надрезали, рукава пришивали прямые, без проймы. Разрез на груди болгары завязывали крас-ными или скрученными вместе красными и белыми нитками (болг. "мар¬теничка"), которые по поверью предназначались от сглаза и для того, чтобы ребенок был здоровым. Кроме того, для здоровья на за¬пястье завязывали красную нитку. По нашим наблюдениям гагаузы ничем рубашечку не украшали. Интересным является тот факт, что у них красной ниткой (гаг. "martacik") ручку ребенка перевязывала повивальная бабка (гаг. "küüy babusu"). Как правило, ребенок носил этот оберег до года.

"Миро", "miru bezi", "krıcma" - это ткань, на которую опускал мла-денца священник, когда вынимал его из купели при крещении. Кроме "miru bezi" у гагаузов была "vaatizlik çiti" - белая или цветная материя (приблизи-тельно один метр длинной), в которую заворачивали церковную свечу (гаг. "klisä mumu") и ритуальное растение (гаг. "feslen"). Это растение не что иное, как базилик, широко используемый в ритуальной практике болгар, гагаузов и молдаван. Из упомянутой выше ткани ребенку шили другую рубашечку, но она не считалась крестильной, а входила в комплект повседневной одежды.

Голову младенца гагаузы и болгары повязывали белым треугольным платком (болг. "дольнянка", дюльбенчи", гаг. "modacık"), в концы которого завязывали чеснок и вшивали красные нитки, выполняющие функцию оберегов от злых, темных сил.

В комплект одежды новорожденного согласно традициям обоих этносов входили: толстые и тонкие пеленки, легкое домотканое летнее одеяль-це, шерстяное одеяльце, специально сплетенный или сшитый свивальник, шерстяные вязаные носочки, шерстяные вязаные или сшитые тапочки и по-вседневные и праздничные чепчики.

Пеленки (болг. "пелни", гаг. "pläna"), обычно ткались из ваты, шер-сти или конопли. Позже, начиная с 40-х годов, их стали шить из ситца и бай-ки. Для подгузников из изношенных хлопчатобумажных рубашек, платьев и других подходящих вещей нарезали небольшие, тонкие прямоугольные лос-куты.

У болгарского стеганного зимнего одеяльца (болг. "вълнену юрганче") верхняя лицевая часть была тканой, пестрой, обычно красных оттенков. Поз-же его стали шить из красного, розового атласа (для девочек) или синего, зе-леного, фиолетового (для мальчиков). Подкладку (болг. "астарь") шили из тонкой простой ткани, которую на 7-8 см загибали на верхнюю тканую часть. Аналогичным образом зимнее одеяльце (гаг. "yorgançu dolu yapaalan") изго-товляли и гагаузы. Следует заметить, что гагаузское зимнее одеяло шло в паре с тонким белым ситцевым покрывалом с украшенным уголком (гаг. "çarşaf").

Кроме зимнего варианта до 40-х годов бытовало еще легкое шер-стяное домотканое одеяло (гаг. "ikinci kundak", болг. "черга" ). Нам удалось выявить некоторые существенные различия. Например, у болгар этот вид одеяльца шили без подкладки. Как правило, его ткали из ниток разного цве-та (болг. "писана черга"), обычно теплых тонов. Гагаузы же ткали для него специальное полотно белого цвета с вытянутыми нитками, из которых скла-дывали узоры в виде полос, цветов, геометрических фигур. У гагаузов под-кладка была белого цвета (гаг. "hastar"). В отличие от болгар края одеяльца не загибались на верхнюю часть, а обшивались по краям с верхней и нижней стороны кантом белого цвета (или другого цвета в тон основному) шириной в 5-6 см.

Позже вместо "ikinci kundak" и "черги" в традициях обоих народов появилось летнее одеяльце с подкладкой (болг. "лятну юрганче", гаг. "kundak"), которое шили из байки и атласа красного, розового, синего или зе-леного цветов. Кроме этого, гагаузы изготовляли еще и байковое одеяльце без подкладки, но с кантом по краям ("boş kundak"). В гагаузский комплект входило также тонкое одеяло ("bürüncuk kundak" или "bez kundak") с обвя-занным кружевами ("tanteli, gergef") уголком. Как видим, эта часть детского комплекта представлена у гагаузов более разнообразно и богато.
Обязательной частью комплекта также является свивальник - спле-тенная из шерстяных ниток веревочка (пояс). У болгар он называется "по-юф", у гагаузов - "poyu". По традиции этот элемент не должен быть черного цвета. Вообще и у болгар, и у гагаузов одежда для новорожденного никогда не шилась из черной ткани, так как этот цвет по поверью сулит новорожден-ному тяжелую жизнь и даже близкую смерть. Свивальник не делали слишком длинным (не более 1,5 м), потому что верили, что ребенок, повиваемый длинным "poyu", долго не женится или не выйдет замуж.

Болгары изготовляли "поюф" обычно из белых и красных ниток. Ес-ли он был белым, то в него с обоих концов вплеталась красная нить. Извест-но, что у болгар красный цвет символизирует здоровье и жизнь. У гагаузов "poyu" мог бьпъ всех цветов, кроме черного. Для толстого зимнего одеяла гагаузы шили широкий двусторонний атласный пояс ("kolan"). К его кон-цам прикреплялись плетеные веревочки, которыми он завязывался.

Головным убором младенца являлся чепчик (болг. "шапка", шапчи-ца", гаг. "takä " ). Чепчики были праздничные и повседневные. Праздничный вариант шили из белой, красной или другой яркой шерстяной ткани, позже - из атласа или шелка. Согласно традициям обоих народов их украшали лен-тами, кружевами, бусами. Ленты самых ярких тонов складывали в форме цветка, бабочки и пришивали по всему полю шапочки. Обязательно нашива-лись синяя бусинка (гаг. "nazarlanmasın")- от сглаза, красная бусинка (болг. "муска") - для здоровья. Примечательным является то, что у гагаузов празд-ничный чепчик шила крестная мать ("nuna"). Для этого использовались ат-ласные, парчовые лоскуты от ее венчального платья, которые специально со-хранялись для этой цели. Из тонкой ткани шили крохотный мешочек в виде сердечка, в который помещали семена ("сусам" или "бусиляк") и пришивали к шапочке. Было принято также пришивать крестик.

В с. Кортен нам удалось наблюдать, как на шапочку для девочки на-шивали так называемую "сулнарку" - розовую шерстяную нитку с нанизан-ными на нее мелкими яркими бусинками, а к ее краю прикрепляли блестя-щую монетку. При этом "сулнарка" выглядела как сережка. Повседневные чепчики шили из более темной ткани и украшали не так богато, как празд-ничные.

Таков был комплект детской одежды для ребенка в возрасте до 1-1,5 лет. Эту одежду каждая крестная должна была подарить новорожденному при крещении. Надо отметить, что полный комплект дарился только первому ребенку. Мать должна была все эти вещи беречь и сохранять для последую-щих детей. К тому времени, когда ребенок начинал ползать и ходить, болга-ры шили ему длинную шерстяную, чуть присборенную юбочку на бре-тельках (болг. "хута"). Ее надевали поверх длинной рубашки и мальчикам, и девочкам. Летом ребенок мог ходить только в этой юбочке, без рубашки и нижнего белья, босиком. Зимой костюм дополнялся стеганым шерстяным жилетиком, который застегивался на 2-3 пуговицы на плече и сбоку. На ноги надевали шерстяные носочки (болг. "калцунки") и тапочки (болг."терлички"), сшитые толстой ткани или связанные из грубой пряжи и подшитые снизу плотной тканью. Голову ребенка покрывали шапкой или платочком. Такую одежду маленькие болгары носили до 4-5 лет. В конце прошлого и в начале нынешнего века - до 7-8 лет.

Гагаузы до полутора лет одевали ребенка в длинную, до щиколоток рубашку с рукавами ("gölmek"). В зимнее время поверх нее одевали такой же, как и у болгар, стеганый жилет ("mintankacık") с пуговицами на плече и под мышкой.

С 2-3 лет девочкам надевали юбку на бретельках ("pateşkalı fusta"). Этот вид одежды девочки носили до 9-10 лет. Мальчикам шили штаны чуть ниже колена, на подтяжках. С этого же времени (с 50-х годов) стали шить де-тям и нижнее белье: девочкам - светлые из ситца штанишки до колен на ре-зинках ("bez doncaaz"), мальчикам - трусы темных цветов.
На ноги обували вязаные носки мальчикам и вязаные гольфы (до колен) - девочкам, поверх носков – тапочки, сшитые из толстой ткани (гаг. "terlicäk") (см. выше).

В гагаузском селе Томай нам удалось зафиксировать довольно ори-гинальную, нигде раньше не встреченную, технологию плетения домашних тапочек из мягких (расположенных около початка) листьев кукурузы (гаг. "papuç"). Мы полагаем, что у болгар, такие тапочки тоже когда-то были рас-пространены, но техника их изготовления уже утратилась. Известно, что в старину в этом возрасте дети обычно сидели дома. Их редко выпускали на улицу, и поэтому в тапочках не было необходимости.

9-10-ти летних детей часто брали с собой в поле, чтобы они при-сматривали за младшими. В этом случае девочкам шили платье (болг. "рок-ля") и фартук (болг. "престилка"), а мальчикам домотканые штаны (болг. "гашти"). Для этих вещей специально ткали полотно. На ткань для штанов шла более грубая, неровная пряжа из остатков шерсти, хлопка, конопли. Полотно для платьев и фартуков, как правило, было шерстяным и реже из конопли и хлопка. Штаны всегда были темными - черными, коричневыми, темно-синими, а платья и фартуки - обычно такими же по цвету, как и у взрослых девушек, но совсем без украшений, упрощенного пошива.

Летом на головы повязывали белые хлопчатобумажные косынки (болг. "дольнянки"), зимой - покупные клетчатые полушалки или желтые, коричневые, часто черные платки. Мальчикам шили из овчины островерхие шапки (болг. "постове").

Мальчикам 14-16 лет на рубашку надевали жилет (болг. "елек"), спинка которого шилась из сатина, а передняя часть - из шерстяной ткани, или кожушок овчиной внутрь (болг. "кожухче"). На ноги обували или сапоги, а в семьях с низким материальным достатком носили постолы из свиной ко-жи (болг. "царвули"). При этом ноги предварительно обматывались портян-ками (болг. "навуи"), которые в свою очередь стягивались мягкими кожаны-ми тесемками (болг. "тасма").

Гагаузы, как и болгары, шили девочкам домотканые платья (гаг. "çukman"). С 40-х годов в обиход вошли покупные ткани. Крой детского пла-тья у гагаузов называется "kapot" - отрезная талия. В этом случае спереди и сзади делали по две встречные складки, которые украшались ленточками (гаг. "şiritçik") коричневого или черного цвета, складочками и защипами. По-верх платья девочки надевали стеганые кожушки с пуговицами спереди до-низу (гаг. "mintanki"). В более зажиточных семьях шили кожушки из овчи-ны.

С 10-12 лет гагаузские девочки, как и болгарские, покрывали голову платком: летом из мягкой белой ткани (гаг."bez"), зимой – толстым платком (гаг. "çember", "şalinka"), а также оригинальным (по тем временам для наших мест) вязаным платком из пушистых белых ниток с кистями (гаг. "bertacık"). Мальчикам в этом возрасте также шили домотканые шерстяные штаны (гаг. "habadan don"), шерстяную домотканую рубашку (гаг. "gölmek") с воротником-стойкой (косовороткой) и пуговицами. Для холодного време-ни шили жилетку из овчины (гаг. "habadan mintanka" или "kürk"), для силь-ных холодов изготовляли кожух с рукавами из овчины мехом внутрь (гаг. "enni kürk").

Мальчики 9-17 лет на ноги зимой обували шерстяные вязаные нос-ки, тканые портянки (гаг. "sargı"), которые обматывали черным шерстяным шнурком (гаг. "kara baa"). Для летней одежды из ваты ткали более разре-женную ткань (гаг. "diştä bir"). Ее также шили из покупной простой ткани (гаг. "çit", "bez"). На ноги обували постолы из свиной кожи (гаг. "çarık") или сшитые тапочки (гаг. "terlik"). На голову мальчики 10-15 лет надевали остро-верхую шапку на подкладке мехом наружу (гаг. "gugla").
Детям до 14-15 лет болгары и гагаузы специально не шили празд-ничную одежду. Эту функцию выполняли новые вещи. Их впервые надевали в церковь, в гости и обязательно на Пасху. Даже в самом бедном семействе на Пасху и Рождество обязательно должны были сшить и надеть что-то но-вое. По мере изнашивания эта одежда становилась повседневной. Свой пер-вый взрослый костюм и болгары, и гагаузы одевали в 14- 16 лет обычно на Пасху, Троицу или в другой большой религиозный (а также семейный) праздник.

Обрядовая детская одежда гагаузов и болгар отличалась от повсе-дневной. В этом отношении интересно обратить внимание на то, в какой одежде хоронили умерших детей. И болгары, и гагаузы младенцев в возрас-те до полутора лет хоронили в крестильной рубашке и шапочке. До пояса их прикрывали тонким одеяльцем или заворачивали в него. От полутора и вплоть до 23-25 лет надевали новую или праздничную одежду. Любопытно, что в некоторых болгарских и гагаузских селах детей старше 14 лет хорони-ли и хоронят до сих пор в свадебном костюме. В большинстве же сел (как болгарских, так и гагаузских) в свадебном наряде хоронят только в том случае, если парень или девушка уже помолвлены, но еще не повенчаны.

В наши дни детская одежда претерпела значительные изменения. Не смотря на её богатое разнообразие, и болгары, и гагаузы (как и другие этни-ческие общности Молдовы) одевают детей практически одинаково, как в го-роде, так и в селе. Под влиянием общих тенденций моды, вызванной город-ской культурой, одежда стала современной. Её сейчас редко шьют и чаще всего покупают готовую. Нами установлено, что наиболее устойчивыми ока-зались лишь некоторые элементы комплекта для новорожденного, а из оде-жды для детей старшего возраста почти все утратилось.

Как видим из вышесказанного, больших различий в детской одежде болгар и гагаузов не наблюдается. Здесь сказываются общебалканские тра-диции, общие тюркские корни, принадлежность к одной религии, длительное совместное проживание, как на территории Болгарии, так и Молдовы.

Литература:

Банкова Е.С. Детская одежда в с. Кортен Республики Молдова (конец Х1Х - 50-е годы ХХ в.) // История и культура болгар и гагаузов Молдовы и Украины. Кишинев, 1999.

Банкова Е.С. Обрядовая погребальная одежда болгар Молдовы // Ежегодник Ин-ститута межэтнических исследований АНМ. Т. I. Кишинев, 2000. C. 87-89.
Банкова Е.С. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы // Ежегодник Ин-ститута межэтнических исследований АНМ. Т. II. Кишинев, 2002. C. 100-104.

Вакарелски Хр. Етнография на България. София,1974.
Державин Н.С. Болгарския колонии в России. (Таврическая, Херсонская и Бесса-рабская губернии). София, 1914.

Етнография на България. Материална култура. Т.П. София, 1983.
Маруневич М.В. Материальная культура гагаузов. Х1Х – начало ХХ вв. Кишинев, 1988.
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (10.08.2010)
Просмотров: 4019 | Теги: гагаузы, традиционная детская одежда, общее и особенное., болгары | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz