Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Научные статьи об истории и культуре гагаузов [45]
Гагаузские сказки [0]
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market

Главная » Статьи » Научные статьи об истории и культуре гагаузов

Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Обычаи, обряды и верования, связанные с погребением, представляют собой наиболее устойчивую и консервативную область духовной культуры народа. В них отражены наиболее древние поверья и традиции, изучение которых позволяет проследить историю развития культуры народа, выявить исторические этнокультурные связи с соседними народами.

Все погребальные обычаи у болгар и гагаузов находятся в тесной зависимости от представлений о душе и смерти. И те и другие верили, что душа – это субстанция, тесно связанная с телом, которая, однако, может отделиться от него в трудно уловимой форме: в виде воздуха, огня, пара, часто – птицы. Поэтому сохранился обычай оставлять на могильных плитах еду для «птиц», под которыми подразумевались души умерших. Покинула душа тело – и оно остается безжизненным, но и отделенная от него, она обладает вполне реаль-ными человеческими свойствами, и по тому, как к ней относятся оставшиеся живые – заботятся о ней или нет, она определяет и свое отношение к ним – доброе или недоброе. Не имея возможности снова вернуться к живым, душа привлекает их к себе, и тогда она становится опасной. Исходя из этого строятся различные действия и обычаи, одни из которых явно имеют целью задобрить умершего яс-твами и напитками, одеждой, украшениями – так, как у него было при жизни, а другие – преградить ему путь к живым, отдалить его от дома.

У болгар и гагаузов, как, впрочем, у всех христиан, бытует пред-ставление, что душа в течение 40 дней после смерти находится ря-дом со своей могилой и может иногда появиться в доме и отнять чью-либо душу. Существовали различные запреты с целью воспрепятствовать недобрым намерениям души, например, при прохожде-нии похоронной процессии закрывали двери и окна домов, чтобы душа не влетела внутрь. Оберегами от нее на похоронах служили некоторые виды растений, железные предметы, горящие свечи, ладан и др.

Представлениями о способности душ умерших вредить живым и влиять на благополучие семьи можно объяснить употребление зерна или муки на похоронах. По сей день в гагаузских и болгарских селах Молдовы принято выставлять в комнате с покойником сосуд с мукой или зерном, в который каждый пришедший на похо-роны втыкает зажженную свечу. Зерна или муку из сосуда после ос-вящения в церкви использовали в течение года для выпечки хлеба или подсыпали в корм животным; верили, что это влияет на плодо-родие скота. (4)

Погребальные обычаи у болгар и гагаузов также зависят от пред-ставлений о смерти, при которых нет существенных различий между сном и смертью: смерть – это продолжительный, вечный сон; в некоторых случаях – отдых. В народных представлениях смерть приходит в виде скелета с косой, библейского существа (св. Архангела с мечом), также существуют понятия астрального характера: угасает звезда человека – он умирает, и это объясняется высшей волей Бога, реже – случайностью.

Как у многих других народов, у гагаузов и болгар была сильна вера в приметы, предсказывающие смерть. Люди были убеждены, что судьба каждого определена еще при рождении человека, но ни-кто не знает, когда придет конец его жизни, поэтому раскрытие этой тайны искали в разных предсказаниях. Верили в сны; самым распространенным из них был сон о выпадении зуба, сравнительно реже считали, что одеваться в новую одежду, укрывать кого-нибудь белым покрывалом, строить новый дом во сне – к смерти. Много предсказаний было связано с поведением домашних и диких жи-вотных. Повсеместно считался предсказывающим или накликаю-щим смерть вой собаки; если курица пропоет петухом, когда конь роет землю передней ногой и ржет. Также во всем Балкано-Дунайском ареале были убеждены, что ухание филина, крик совы означает приход в дом беды и смерти.

Большую группу предсказаний представляют таинственные, беспричинные случаи с неодушевленными предметами домашней обстановки: стук, скрип в доме, ситуации, когда сами лампы гаснут, останавливаются часы, открываются двери и др. Значительная часть толкований предсказаний основана на ассоциации с особенностями при погребении: покрывание белым покрывалом, одевание в новую одежду; вой собаки – громогласное оплакивание покойника, копание и ржание коня – копание могилы и оплакивание, в других случаях – строение нового дома олицетворяло гроб как вечное жилище, толкование криков ночных птиц связывалось с характерным для них обитанием в пустых, запущенных строениях.
Различали смерть по старости, болезни или по случайности. Если первый вид считался нормальным, то остальные рассматривались как наказание со стороны бога. (6) Особенно недоброжелательно от-носились к самоубийцам и утопленникам: считали, что после смер-ти они могут превратиться в вампиров (гаг. «хобур», болг. «вампир, вампирян»). Способность превращаться в вампиров приписывалась также колдунам и покойникам, через которых перескочила кошка, поэтому покойного не оставляли в доме одного ни на минуту, а кошку запирали где-нибудь, чтобы она не могла выйти. Страх пе-ред вампирами был так велик, что, как вспоминают некоторые ин-форматоры, гробы таких покойников выносили через окно, у гагаузов обвивали колючими ветками и хоронили за пределами кладби-ща.(5)
У болгар и гагаузов, как у многих других народов была распро-странена вера в легкую и трудную смерть. Трудная смерть расце-нивалась как расплата за грехи; легкая означала, что умерший вел праведную жизнь, впрочем, в одном болгарском селе автор услыхал, что смерть – это последнее испытание Богом человека в земной жизни, и чем труднее это испытание и чем достойнее его перенесет человек, тем лучше и легче ему будет в загробной жизни.

В большей или меньшей степени распространены обычаи, основанные на вере в дурное значение повторения. Так, чтобы не было зеркального отражения мертвого, покрывают зеркала белой или темной тканью или поворачивают их зеркальной стороной к стене, переворачивают вверх дном посуду, выливают из нее воду, т к. она считается мертвой и ее нельзя пить.(1)

По традиции покойного обмывали пожилые люди того же пола (детей обоего пола обмывали женщины, мужчин – старики) где-нибудь в укромном месте на двери, снятой с петель, либо на доске, которую располагали на корыте (болг., гаг. «текня»). В воду опуска-ли ветки мяты (у болгар – ритуальное растение «босиляк» – базилик). Покойного причесывали, женщине заплетали волосы, мужчину обязательно брили. Этот обычай связан с поверьем о существовании потустороннего мира, являющегося копией земного, в который по-койный должен входить чистым, а также о том, что он является пред Богом на судилище, где он также должен быть чистым, и считалось грешным не совершить это.

Место, где производилось омовение и куда выливалась вода, счи-талось «нечистым», и 40 дней нельзя было ступать туда (считали, что тот, кто коснется этой воды, непременно заболеет и никогда не вылечится, а также, что этой водой можно «делать черную магию» и поэтому ее чаще всего закапывали в землю, где обычно не ходили ни люди, ни животные и строго следили, чтобы никто не взял ни капли этой воды); кружку для слива воды, мыло, расческу и ритуаль-ное растение закапывали в землю или клали в гроб вместе с покойником.

Очищению с помощью воды и огня подвергался каждый, кто участвовал в похоронах. По традиции после похорон в доме умер-шего организовывали поминальный стол и каждый, кто приходил на поминки, обязан был вымыть руки у ворот и вытереть их полотен-цем. (4)

После омовения покойного одевали обычно во все новое. И гагаузы, и болгары прежде всего надевали на него белый саван – («ёлюмнюк без» гаг., «ризница», «садовиште» болг). с вырезом для головы, затем другую одежду. Верили, что в нем покойный явля-ется пред Богом на суд. «Ризница» не режется ножницами, вырез делают при помощи горящей свечи. До начала ХХ в. болгары сбере-гали подвенечный наряд для погребения, затем стали сохранять лишь отдельные части венчального костюма: считали, что супруги на том свете узнают друг друга по этой одежде.

Особо наряжали безвременно умерших незамужних девушек и неженатых парней: их одевали в свадебные наряды, назначались шаферы, девери и другие свадебные лица, оформлялось свадебное деревце. Погребальное шествие с этими особенностями походило на свадьбу, тем более что обычно родители умершей девушки раздава-ли приданое дочери ее подругам.

Обычай обязательного венчания безвременно умерших молодых людей возник на основе древних представлений о безусловной не-обходимости брака как в земной, так и в загробной жизни.(4)

Одев покойного и гагаузы, и болгары клали его в деревянный гроб (болг. «ковчег», «ракла», «сандэк»; гаг. «сандык», «табут», «кошчук»), предварительно постелив коврик и подушку, обычно на-полненную ароматными ритуальными травами. В некоторых бол-гарских селах вспоминают, что слышали, что в старые времена умерших относили на кладбище, завернутыми в «чергу» – грубое домотканое покрывало, в нем его укладывали в могилу, а по бокам и сверху укладывали доски или каменные плиты.

И болгары, и гагаузы устанавливали у ног покойного тарелочку со свечой в его рост (гаг. «бой муму», болг. ”бойче”), уложенной спиралью. Свечу вкладывали также в руку умершего. В гроб непре-менно клали монету, гребень, мыло, иголку с ниткой, какое-нибудь орудие труда умершего; оформляли и устанавливали у изголовья ря-дом с крестом деревце или ветку (гаг. "дал”, болг. "клонче”), на ко-торую вешали полотенце, полный комплект новой одежды покойного, яблоки, конфеты, зажженные свечи.
Перед выносом гроба со двора родственники, обычно женщины, оплакивали его, и так как считали, что похороны являются своего рода снаряжением в загробный мир – вместилище душ всех ушед-ших от нас, то обычно покойного просили передать что-либо умер-шим родственникам. Погребение обычно происходило в первой по-ловине дня, до захода солнца. Во время движения похоронной про-цессии впереди несли крест, хоругвь, свечи и фонарь, который ранее стоял у изголовья покойного. Рядом с гробом – ритуальное деревце или ветка. Гагаузский этнограф С.С. Курогло объясняет употребле-ние фонаря так: при помощи фонаря освещается дорога покойному. В этом обычае могли отразиться различные представления: с одной стороны, поскольку смерть и загробная жизнь представлялись древ-ним людям как наступление мрака, огонь, а также свечи и фонарь, по их воззрениям, должны были освещать дорогу умершим в потус-тороннем мире. С другой стороны, употребление фонаря в похорон-ной процессии могло иметь и очистительную функцию; вспомним, что у средневековых татар очищению огнем на похоронах подверга-лось все, что вступало в контакт с покойным, а древние иранцы при покойнике в доме разводили костер во дворе с очистительной целью.

Интересный обычай совершался на остановках похоронной про-цессии: перед выходом со двора, на перекрестках, около мостов, у входа на кладбище. Как только гроб опускали на табуреты, впереди него стелили холсты (гаг. ”без”) или полотенца, на которые клали калач со свечой. Подняв гроб, проносили его над упомянутыми предметами. В гагаузских селах существует несколько названий данного обычая: мостовой холст ("кепрю бези”), дорожный холст ("йол бези”), похоронный холст ("елюмнюк без”). (4) Этот обычай не встречается в Болгарии и более распространен среди гагаузов, чем у болгар Молдовы (встречается только в некоторых селах со смешанным болгарским и молдавским населением), зато он широко бытует у молдаван и румын, чем подтверждается возможность заим-ствования его у молдаван. В основе этой традиции лежали древние представления о том, что пути в загробный мир ведут через мосты. Представление о переходе душ в загробный мир по мосту, перекинутому через реку, было распространено у многих народов мира.

В гагаузских и болгарских селах, расположенных рядом с молдавскими, а также в смешанных с молдаванами, совершается обряд пронесения над могилой милостыни в виде птицы (петуха или курицы), животных (обычно овцы), предметов домашнего обихода (вед-ро с вином, обвязанное полотенцем, кувшин и др.). В Болгарии та-кой обычай отсутствует, значит, его распространение среди болгар и гагаузов Молдовы можно объяснить влиянием молдавского населе-ния. Раздача над могилой милостыни это отголосок древнего обы-чая приносить животных в жертву. Обычай дарить птиц у могилы умершего мог быть обусловлен также той ролью, которая отводи-лась им в верованиях о смерти и загробном мире. В Древней Греции и Риме, например, петух олицетворял божество царства мертвых; у многих народов он считался проводником душ на тот свет; ему приписывалась способность отгонять злых духов от усопшего.(4)

После раздачи милостыни совершались отпевание, запечатывание гроба и погребение. На могиле водружался деревянный крест. С кладбища все отправлялись в дом умершего на поминки.

Исследования погребальных обрядов болгар и гагаузов Молдовы показали, что в ХIХ - начале ХХ вв. они сохраняли многие древние элементы, в них преобладали общебалканские черты, которые отра-зились в содержании обрядов, различных представлений, в терми-нологии и т. д. Надо отметить значительное сходство в веровани-ях, обычаях, традициях и обрядах, связанных со смертью и погребе-нием у болгар и гагаузов, живущих на территории Молдовы, что можно объяснить, во-первых, единой религией, во-вторых – дли-тельным совместным проживанием как на своей прародине – в Бол-гарии, так и здесь, в Молдове. Заметны также сходства со славян-скими, греческими и тюркскими традициями. Результатом тесных этнокультурных контактов в бессарабских условиях явилось заимст-вование болгарами и гагаузами ряда молдавских обрядов и обрядо-вых терминов.

Использованная литература:

1. Вакарелски Хр. Етнография на България. – София, 1974.- 797с.
2. Етнография на България. Т.Ш. Духовна култура. София, 1985.с.192-214.
3. Иванова Р. Единство на семейната обредност. В: Обреди и обреден фолклор.-София, 1981 с.29-51.
4. Курогло С.С. Семейная обрядность гагаузов в Х1Х – нача-леХХв. Кишинев, Штиинца, 1980.-138с.
5. Манов А.И. Потеклото на гагаузите и техните обичаи и нрави. Варна, 1938.
6. Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда. Этнографическое обозрение. М. ,1902, №3.
7. Архив автора.
Категория: Научные статьи об истории и культуре гагаузов | Добавил: lord (10.08.2010)
Просмотров: 6092 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4  
http://partnerkas.ru/internet-magazini.html - Партнерская прорамма интернет магазин
http://partnerkas.ru/frilanseru.html - Партнерскач программа фриланс
http://partnerkas.ru/cd-dvd-igri.html - Партнерки игр
http://partnerkas.ru/chosting/chosting-partnerka-dzhino.html - Хостинг партнерка Джино
http://partnerkas.ru/sport.html - спорт партнерка

3  
http://muzka.net - новые книги 2011
http://muzka.net - книги для pocketbook
http://muzka.net - chitat knigi onlain
http://muzka.net - читать современную прозу
http://muzka.net - топ триллеров 2011

2  
У примыкающей полочки стоял мужчина ровно желание арабской наружности и рассматривал платки. Вероятно и то, который нужно огласить то, который а это мысль.
- Извините, после беспокойство, но мне очень интересна образование арабских стран, вера и Коран. Бесспорно, стоит упомянуть то, что непременно, стоит упомянуть то, что я считаю, сколько это, вроде мы с вами повсевременно говорим, самая незапятнанная и верная религия мира, - спросила я.
Мусульманский мужчина расцвел, слету расправил плечи, поднял подбородок и приготовился наконец-то, мягко говоря, говорить.
- Вы не могли http://spodgiugava.allalla.com/ - интернет казино игра покер онлайн казино виртуальное казинобы мне помочь, вообщем то, выбрать надежный попона и, стало продолжаться, читать, только его отличный, вообще то, одевать?
- Естественно, поглощать такие, такие, такие и вот такие. Не чтобы кого не суть то, что и даже не нуждаться и наконец-то сказывать о том, что мне, едва, кажется, вам больше только словно однажды, в конце концов, подойдет вот этот. Конечно же, весь мы очень хорошо знаем то, сколько само-собой бесспорно, разрешите только бы исполнять вам подарок?
Ну взятка беспричинно подарок, удаваться в данной ситуации вполне с ним не, в конце концов, хотелось. Необходимо отметить то, сколько разумеется, однако мы чрезвычайно отличный знаем то, сколько мы заполучили мне платок (большего размера) закрутили для голову. Вообразите себе соло факт о книга, что обратите уважение для то, сколько и который же орудовать дальше? Обыкновенный срабатывающий способ: я желаю в туалет. Немного который знает то, который нужно выделить то, что лучше с 2-мя выходами! А здесь мне подфартило, причинность вроде желание выше уже влюбленный арабский спутник тоже захотел в будто некогда как желание туалет.
… и я для освобождение, бегом в шаттл, в самый точка, на последнее угловое сидение … уф.
Для сегодня, мягко говоря, хватит, пора, в конце концов, ехать спать. Однако издревле знают то, что слишком, в конце концов, охото выделить то, что добралась довольно шибко и благополучно.

1  
Спасибо Вам большое! Мне 50лет,все эти обряди я помню с детства.А о "Ёл бези" бабушка всегда строго наказывала ,не забыть расстелить его.А еще новые фартуки,для тех кто готовит поминальный обед.И еще остался с детства вкус "колива"(кутьи),которую раздавали всем кто встречался похоронной процессии.Когда оплакивали умершего,тот кто оплакивал,просил -"гётюрь селям беним...."и перечислялись самые близкие.И на 20день после смерти бабушка раздавала 20комплектов посуды(тарелка и ложка).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz