Сайт о сайтах |
 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Всего материалов в каталоге: 45 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |

Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа. Принятие Декларации о создании Гагаузской Автономной Республики. Парламентские выборы (25 февраля 1990 г.) и соотношение политических сил в обществе. Отказ большинства включить в повестку дня сессии вопрос об образовании Гагаузской автономии. Насилие толпы молодчиков над депутатами от Приднестровья. Движение «Гагауз халкы» становится в жесткую оппозицию к правительству М.Друка. Третье заседание Чрезвычайного съезда гагаузского народа. |
Зарождение отдаленных исторических корней и истоков народов тюркского мира (в том числе и гагаузов), можно отнести к III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э. в районе Алтая и сопредельных территориях Центральной Азии. Важнейший период в истори гагаузского народа - история его предков. История этого периода займет внимание еще многих будущих поколений историков. А пока мы его только отметили в соответствии с данными исследований истории кочевых тюрок в Великой степи, объединенных близкими культурно - родственными отношениями.
|
Гагаузы - тюркоязычный народ, верующая часть которого исповедует христианство ( в отличие от большинства народов тюркского мира, исповедующих преимущественно ислам). В мире насчитывается приблизительно 300 тыс. гагаузов. Из них, согласно пепериси населения в СССР 1989 г., свыше 152 тыс. проживает на территории Молдовы. В том числе: около 140 тыс. живут компактно в центральном Буджаке, т.е. на своей этнической национальной территории Гагауз Ери (Гагаузия). Остальные из 152 тысяч живут дисперсно по всей Молдове. Есть несколько гагаузских сед в Казахстане, Кабардино-Балкариии. На территории Украины в Одесской, Запорожской и в Днепропетровской областях проживает в общей сложности около 40 тысяч гагаузов. Значительное количество гагаузов проживает в Румынии, в Болгарии, Турции и Греции. Точное число их в этих странах не известно, так как показатели статистической литературы или полностью отсутствуют, или сильно разнятся, или искажены заведомо. |
Создание
общественно-политических движений, направленных на выход из состава
СССР, в Прибалтике, на Кавказе, в Молдавии. Принятие закона «О
функционировании языков на территории Молдавской ССР» и его значение
для развития гагаузского языка. Создание национально-патриотических
движений «Гагауз халкы» - «Гагаузский народ» (Комрат), «Бирлик» -
«Единство» (Чадыр-Лунга») и «Ватан» - «Родина» (Вулканешты) и начало
процесса национального возрождения гагаузского народа. Концепция
Гагаузской автономии. |
Автономия в переводе с греческого языка означает сам (autos) и закон (nomos). В политическом и правовом значении - это форма самоуправления части территории унитарного или федеративного государства. Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных законодательным органом центральной власти. В этих рамках население автономной единицы пользуется правами самоуправления, обычно более широкими, чем права административно-территориальных единиц. Выборный орган автономного образования представляет специфические интересы его населения. |
История шелководства на юге Бессарабии самым непосредственным и тесным образом связана с сельским хозяйством задунайских переселенцев в Буджакской степи. В период освоения причерноморских и буджакских степей в конце ХVIII – первой половине XIX в. правительство России всемерно поощряло по-селенных на их просторах хлебопашцев (иностранных колонистов, государственных крестьян, казаков и других) на развитие всех характерных для южной, степной, зоны отраслей сельского хозяйства, в том числе и шелководства.
|
В данной статье, основанной на полевых материалах автора, рассматриваются общие и специфические черты традиционной детской одежды болгар и гагаузов Молдовы. Основное вни-мание уделяется одежде для разных возрастных групп детей (от рождения до совершеннолетия). Автор исследует сходства и различия в терминологии, а также обычаи и обряды, связанные с этим элементом культуры. |
Обычаи,
обряды и верования, связанные с погребением, представляют собой
наиболее устойчивую и консервативную область духовной культуры народа.
В них отражены наиболее древние поверья и традиции, изучение которых
позволяет проследить историю развития культуры народа, выявить
исторические этнокультурные связи с соседними народами.
Все
погребальные обычаи у болгар и гагаузов находятся в тесной зависимости
от представлений о душе и смерти. И те и другие верили, что душа – это
субстанция, тесно связанная с телом, которая, однако, может отделиться
от него в трудно уловимой форме: в виде воздуха, огня, пара, часто –
птицы. Поэтому сохранился обычай оставлять на могильных плитах еду для
«птиц», под которыми подразумевались души умерших.
|
В этой работе известный гагаузский ученый и публицист рассказывает о гагаузских просветителях и писателях. Это знаменитая династия Чакир, Алексей Барладян, Дмитрий Тукан, и другие выдающиеся сыны гагаузского народа, которые внесли неоценимый вклад в духовное развитие гагаузов.
|
Гагаузский язык
получил письменность на основе кириллического алфавита 30 июля 1957
года. С этой даты начинается история гагаузского литературного языка,
хотя книги издавались и ранее на различных приспособленных алфавитах.
Гагаузский язык квалифицируется как самостоятельный язык
огузо-булгарской подгруппы огузской (юго-западной или западнохунской)
ветви семьи тюркских языков. Народ называет себя этнонимом гагауз
(гагаузлар), а родной язык — термином гагауз дили или гагаузча
("гагаузский язык”) и, осознавая его тюркским ("тюркчя”), не
идентифицирует с турецким. |
|
|
Поиск с Totul |
|
Serin Su video |
|
Научные публикации |
 |
Освой Интернет |
 |
|