Serin Su. Информационно - аналитический вестник.

Главная | Мой профиль | Выход   Добро пожаловать Гость
Сайт о сайтах
Форма входа
Меню сайта
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гагаузоведение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть III
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. История предков гагаузов и других тюркских народов
М.В. Маруневич. История гагаузского народа. Курс лекций. Введение
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть II
Федор Ангели. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.) Часть I.
Новаков С.З. К истории развития шелководства в селениях болгар и гагаузов в южной бессарабии в конце IXI – начале XX в.
Банкова Е.С. Общее и особенное в детской одежде болгар и гагаузов Молдовы
Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное
Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - начала XX века и роль русского языка в духовном развитии гагаузов
Л. Чимпоеш. Гагаузский язык – исторические и современные аспекты развития
Market
Папцова А.К. К вопросу об эволюции соотношения религиозной, этнической и языковой идентичностей гагаузов. Продоложение.

Тюркский мир в большинстве своем исламизирован. И конфессиональная принадлежность к исламу в нем имеет большое значение. Кроме того, у гагаузов нет некоторых весьма важных для тюркского мира традиций: они не празднуют «навруз» (праздник доисламского происхождения), у них нет особого отношения к коню (в учебнике гагаузского языка для 1 класса он даже не назван в числе домашних животных, к которым отнесены козы, овцы, коровы, ослы)[30 c.30]. Если в турецком языке древнетюркский термин Tanri, наравне с термном Allah используется для обозначения Бога[ 31,c.24] то в гагаузском он утрачен. Включение в тюркский мир было бы непростым даже при резкой смене ориентаций гагаузского общества – но этой смены ориентаций нет. В момент усиления роста гагаузского национального самосознания, сопровождавшегося увлечением пантюркистскими идеями на флаге Гагаузии было помещено изображение волка (тюркского символа). Теперь этого изображения нет и никого это не возмущает.

Итак, религиозная идентичность имеет большее значение для этнической идентичности гагаузов и в XIX и в конце ХХ века.

В XIX преобладание религиозной идентификации в этнической идентичности гагаузов определило их историософскую концепцию, сформировало их этнические стереотиы. Само это преобладание было обусловлено отчасти консервативностью их общества, отчасти тем, что оно обосновало ценность их этнической идентичности. Кроме того, на протяжении XIX века процесс этногенеза еще продолжается и религиозная идентификация всех гагаузов как христиан-православных (помимо языковой общности) явилась одним из важнейших факторов этой консолидации. В конце ХХ века усилился рост национального самосознания. Это повысило роль языковой идентичности, но не снизило роль религиозной.«Устойчивость» значимости религиозной идентичности обусловлена рядом факторов – внутренних и внешних. Внутренний фактор связан с необходимостью обеспечить «наполнение» этнической самобытности конкретными чертами. Своеобразие гагаузов в том, что они тюркоязычные христиане. Внешний фактор связан с характерным для немногочисленного народа поиском более широкой общности, необходимостью включения в цивилизационную общность. Такой общностью мог бы быть «тюркский мир» и «православный мир» (как разновидность христианского мира). Гагаузы не против включения себя в оба мира. Но пока их этнические стереотипы, их мировосприятие и оценка тех или иных событий обусловлена их принадлежностью к христианскому миру.


Библиография.

Берг Л.С.,1993.Бессарабия.Кишинев: Universitas.1993.-196 c.
Губогло М.Н.,1998. Языки этнической мобилизации.М.: Школа «Языки русской культуры»,-816 с.
Гургуров Д.И,1988. Гагаузы – потбмблиографиямки тюрок-огузов или славяно-болгар? Кишинев: «Родно слово».-162 с.
Дмитриев Н.К. 1962.Строй тюркских языков.М.: Издательство восточной литературы.- 607с
Дрон И.В., Курогло С.С.,1989. Современная гагаузская топонимия и антропонимия. Кишинев: «Штиинца».- 216 с.
Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв./ История Востока. Т.III.М.: «Восточная литература». 2000.- 696 с.
Ионин Л.Г., 1998.Социология культуры.М.: «Логос». -280 с.
История Европы.Т.III. М.:Наука.1993.- 656 с.
История стран Азии и Африки в Новое время.Ч.1. М.: Изд-во МГУ, 1989 – 384 с.
Лурье С.В., 1998. Историческая этнология.М., Аспект Пресс.- 448 с.
К.Каариайнен, Фурман Д.Е.,2000. Старые церкви, новые верующие.Религия в массовом сознании постсоветской России. /Под ред.К.Каариайнена,Д.Фурмана.,2000.-Москва.-Санкт-Петербург., Летний сад. 2000.- 248 с.
Каранастас-Радова О.К.,2001. Гагаузы в составе задунайских переселенцев и их поселения в Буджаке (конец XVIII начала XIX вв.)Кишинев-Комрат.2001.131 с.
Лорд Кинросс.1999.Расцвет и упадок Османской империи.М.: «КРОН-ПРЕСС».- 696 с.
КуроглоС.С..180.Семейная обрядность гагаузов в XIX – начале ХХ века. Кишинев.
Лотман Ю.М., 2000. Альтернативный вариант: бесписьменная культура, или культура до культуры?/ Семиосфера.Санкт-Петербург.:»Искусство-СПБ».- 704 с.
И.Ф.Макарова, Л.И. Жила. 1999.Конфессии и формирование болгарской нации// Роль религии в формировании южно-славянских наций. Эдиториал.УРСС.Москва.
Маруневич М.В.,1988. Материальная культура гагазов XIX-начала ХХ веков. Кишинев. «Штиинца».- 190 с.
Маруневич М.В. , 1980. Поселения жилища и усадьба гагаузов Южной Бесарабии в XIX –начале ХХ века.Кишинев. «Штиинца».- 168 с.
М.С.Мейер. 1999.Предисловие// Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи М.: «КРОН-ПРЕСС».- 696 с..
Мещерюк.И.И., 1971.Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских сел в Южной Бессарабии(1808-1856).Кишинев.
Мошков В.А..Гагаузы Бендерского уезда. Этнографическое обозрение.1901,б).Мошков В.А..Гагаузы Бендерского уезда.Кишинев: «Tipogr Centrala» .-550 с.
Мошков В.А.Наречия бессарабских гагаузов//Образцы народной литературы тюркских племен.т.10. СПб.1904.
В.А.Мошков. Турецкие племена на Балканском полуострове. «Известия Русского географического общества»,1904. Т.40., вып3.
Садохин А.П, Грушевицкая Т.Г. Этнология. -М.: Высшая школа ,2000.- 304 с.
Скальковский А.А. Болгарские колонии в Бесарабии и Новороссийском крае СПб1848. – 132 с.
Хачатурян В.М. 1998.История мировых цивилизаций. Москва.1998.С.201
Паисий Хилендарский. История славянобългарска.Велико Търново.1992
Гагаузские народные сказки.Пер П.Чеботарь.Кишинев «Axul Z» -224 с.
Чимпоеш.Л.С., 1997 Дастанный эпос гагаузов. Кишинев.MUSEUM -198 c.
К.Vasilioglu.2002.Yildizcik 1-ci klas.Shisinau. Stiinta.
Rusca modern sozluk.Ali Bayram, Galina Stoletneya. Istandul.1999.

Поиск с Totul
Выбор языка
Поиск по сайту


Serin Su video
Новости Гагаузии
Научные публикации
Реклама
Освой Интернет
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz