Гагаузы и их сказки

Гагаузы – потомки фракийского племени каттаузов, о которых писали еще Птолемей и Геродот. Их родина – Добруджа, где они, приняв, как и остальные балканские народы, христианство, основали свое государство – Добружанское княжество.  Но просуществовало государство каттаузов недолго, пав под натиском османского нашествия.

Из-за отказа каттаузского князя Иванко участвовать в походе осман против христианских Венгрии и Молдовы, османы жестоко расправились с христианским населением Добружанского княжества. Большая часть его была истреблена, часть рассеялась по Балканам, а часть была вывезена в Восточную Фракию для работ на полях султана.
Здесь слово «каттауз» со временем трансформировалось в «гагауз», а гагаузы, живущие среди тюркоязычного большинства, со временем забыли свой язык и переняли язык своих поработителей. Но сохранили православную веру своих предков.

Сейчас территория Буджака разделена между Республикой Молдова и Украиной. Здесь компактно  проживают около 250 тысяч гагаузов. Еще около 30 тысяч представителей этого народа живет на территории Запорожской области Украины, на Северном Кавказе, в Семипалатинской области Казахстана, и Узбекистане, куда переселились уже из Буджака, а также в Болгарии, Румынии и Греции.

Гагаузский народ до конца пятидесятых годов прошлого века не имел своей письменности.

Первым, кто стал изучать гагаузский фольклор и записал некоторые гагаузские сказки, стал русский ученый-этнограф  В. А. Мошков. Он представил так называемые «Гагаузские тексты» в одном из изданий Казанского университета в 1895 году.

Изучением и сбором гагаузских народных сказок в разное время занимались известный гагаузский просветитель протоирей М. М. Чакир, болгарский  гагаузовед  А. И. Манов, советский ученый-этнограф Д. Н. Танасоглу. Фольклор гагаузов Средней Азии изучали ташкентские филологи М. У. Умаров,  Р. И. Бигаев, П. А. Данилов, казахский ученый  А. С. Аманжолов. А в постсоветское время, ставшее временем расцвета национального самосознания гагаузов и развития гагаузской культуры – гагаузские исследователи Г. А. Гайдаржи, Е. К. Колца, В. И. Сырф, С. С. Булгар и многие другие.

Вашему вниманию представляется сайт «Серин Су», в котором периодически будут публиковаться гагаузские народные сказки, собранные и записанные не одним поколением исследователей.  

Гагаузы - христианский народ, сформировавшийся на Балканах. Поэтому в сюжетах гагаузских народных сказок есть много общего со сказками других балканских народов. Вместе с тем, гагаузы – тюркоязычный народ, сформировавшийся под влиянием осман. Поэтому многим гагаузским сказкам присущ восточный колорит. Сохранились в гагаузских сказках и отголоски языческих верований древних народов южной Европы.

Есть у гагаузов, как и у других народов, сказки о животных, волшебные сказки, персонажами которых являются фантастические русали, колдуньи Кады-Бабусу  и  Сады-Кызы, девятиглавый дракон аждер, одноглазое чудовище, а также бытовые сказки о похождениях остроумных и находчивых хитрецов и шутников Настрадина и Кёся, находящих выход из любых безвыходных ситуаций.

Со всеми этими сказками Вы познакомитесь на страницах сайта «Серин Су». Добро пожаловать в волшебный мир гагаузской народной сказки!

Гагаузские народные сказки

Читайте также:

Исследование Сырф В.И. «Гагаузские народные сказки»

Исследование Папцовой А.К. «Феномен религиозности гагаузов»

Статью Папцовой А.К. «К вопросу об эволюции соотношения религиозной, этнической и языковой идентичностей гагаузов»

Статью Папцовой А.К. «Мифологическая система гагаузов»

Статью Квилинковой Е.Н. «Праздник Рождества у гагаузов»

Статью Гюлю Каранфил «Антропонимика гагаузов. (Личные имена)»

Статью Квилинковой Е.Н. «Русали - русалки - пери»

Статью Баловой В.И. «Языковая политика и практика: достижения и задачи Гагаузии»

Работу Грек И.Ф. «Этноним «гагауз» и глоттоним «гагаузский язык» (этногенезис гагаузов в XIX – нач. ХХ в. в условиях Бессарабии)»

Статью Банковой И.Д. «Гагаузский язык: этапы становления и перспективы развития»

Исследование Папцовой А.К.«Религиозный плюрализм в Гагаузии: тенденции последнего десятилетия»

Исследование Папцовой А.К.«Некоторые архаические черты религиозности гагаузов в конце ХIX -начале ХХ века»

Работу Квилинковой Е.Н.«Календарные праздники и обряды гагаузов»